Решение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не объявлять новую вспышку коронавируса в Китае чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, или PHEIC, удивило многих. Число зарегистрированных случаев и смертей удваивается каждые несколько дней, и в настоящее время сообщается о пациентах из многих азиатских стран, а также с Ближнего Востока, Европы, Австралии и США. Вы можете задаться вопросом, как все должно быть плохо, прежде чем это станет глобальной чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. Но такие заявления ВОЗ не принимаются всерьез, как объяснил Тедрос Адханом Гебреесус, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на пресс-конференции. В вопросе разбирался корреспондент ИА «Экспресс-Новости».
Концепция объявления ВОЗ о глобальных чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения впервые возникла после вспышки коронавируса Сарс в 2003 году. Как и в случае нынешней вспышки, она началась на рынке живых животных, где распространение инфицированных экскрементов на людей позволило вирусу пересечь видовой барьер. Но в отличие от текущей ситуации, эпидемия Сарса в Китае росла в течение многих месяцев, прежде чем власти признали, что у них есть проблема. К тому времени, когда вспышка Сарс была взята под контроль, в 37 странах было зарегистрировано более 8000 случаев и 700 смертей.
ВОЗ решила, что объявление PHEIC, введенное как часть Международных медико-санитарных правил 2005 года, поможет справиться с этими ситуациями. Ранее, согласно законодательству, которому 150 лет, холера, чума и желтая лихорадка содержались в карантине и эмбарго на границах страны. Правовая база 2005 года направлена на сдерживание вспышки в ее источнике с упором на готовность. Странам необходимо поддерживать необходимые «основные возможности», такие как способность диагностировать инфекции и изолировать инфицированных пациентов. И вместо того, чтобы сообщать только о конкретных известных заболеваниях, они могут сообщать о необычных схемах общественного здравоохранения, например, о неожиданном увеличении числа пациентов с тяжелыми респираторными симптомами.
ЧСЗМЗ объявляется, когда есть «чрезвычайное событие, которое определяется ... чтобы представлять опасность для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни». Такая декларация повышает уровень международной поддержки, усиливает дипломатические усилия и повышает безопасность, а также выделяет больше средств для поддержки групп реагирования. Причина осторожности в том, что объявление глобальной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения может излишне влиять на торговлю и туризм, и означает, что страна не может контролировать заболевание самостоятельно. Но, учитывая реакцию Китая на карантин 41 миллиона человек в 13 городах, это вряд ли кажется здесь соображением.
На сегодняшний день ВОЗ провозгласила пять таких чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения: пандемия гриппа H1N1 2009 года, декларация 2014 года после возрождения дикого полиовируса, эпидемия вируса Эбола в Западной Африке 2014 года, чрезвычайная ситуация в Зике 2015–2016 годов и после долгих размышлений вспышка Эболы в Киву в 2018-1919 годах.
Как подчеркнул Тедрос, даже без объявления PHEIC уже существует скоординированная международная медико-санитарная реакция на текущую вспышку коронавируса. И в некотором смысле это выглядит как типовая реакция общественного здравоохранения на согласованные действия. Китайцы поспешили сообщить о вспышке в Ухане и поделиться всей информацией, которой они располагают.
Этот ранний выпуск данных позволил разработчикам моделей предсказать, что общее число зараженных уже, вероятно, исчисляется тысячами. Ученые в Китае быстро установили последовательность нового вируса, чтобы определить его генетический состав. Их немедленная публикация этой информации позволила другим людям во всем мире разработать собственные диагностические тесты. Действия карантинных властей Китая подчеркивают их решимость сделать все возможное для борьбы с распространением. Хотя, возможно ли изолировать так много людей и поможет ли на этом этапе контролировать эпидемию, пока неизвестно.
В Великобритании и других странах пассажиры рейсов, вылетающих непосредственно из Уханя, проходили медицинское обследование и получали информацию о том, что делать, если они плохо себя чувствуют. Такие полеты в настоящее время остановлены, но эти меры, возможно, должны быть распространены на рейсы из других частей Китая.
Однако некоторые вопросы остаются без ответа, некоторые из которых будут ключевыми для дальнейшего обсуждения ВОЗ декларации PHEIC в течение следующих нескольких недель. Ясно, что происходит передача вируса от человека человеку – инфекция распространилась от пациентов к работникам здравоохранения и другим близким контактам. Пока не ясно, насколько заразен вирус. Сколько будет продолжаться передача от второго пациента к третьему, четвертому и пятому контактам? И могут ли люди распространять вирус еще до появления симптомов?
Ученые используют термин Ro, чтобы описать, насколько легко вирус распространяется, и чем он выше, тем больше вероятность того, что вспышка распространится дальше и быстрее. Тяжесть заболевания также важна. По состоянию на 26 января умерло 56 (2,8%) из 2 014 подтвержденных случаев. Для коронавируса Sars уровень летальности составил почти 10%. Если новый коронавирус быстро распространяется, но имеет низкий уровень летальности, беспокойство будет меньше.
Китайские ученые проводят тесты, чтобы определить, какое из животных на рынке в Ухани могло быть источником. Также будут вопросы о том, соблюдаются ли правила, обеспечивающие безопасность людей. После вспышки 2003 года были введены временные правила, чтобы остановить продажу экзотических животных, таких как кошки-циветты, которые передают вирус Sars coronavirus. Но рынки, где обычно многолюдно, где продают живую птицу и других животных, пользуются популярностью у покупателей в Азии.
Около 600 человек ежегодно умирают в Великобритании от одного гриппа, а во всем мире гибнут сотни тысяч человек. Таким образом, хотя появление нового вируса всегда будет вызывать тревогу, текущая реакция должностных лиц и ученых в области общественного здравоохранения в Китае и во всем мире, которая включает в себя все, что мы узнали после Сарса, должна успокоить общественность. Независимо от того, согласится ли ВОЗ в конечном итоге объявить это чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения.