В 90-е годы прошлого столетия российский спорт лишился многих известных спортсменов, тренеров и менеджеров. Они жили в государстве, в котором «игра» шла без всяких правил. «Экспресс-Новости» узнали, чья судьба оказалась разменной монетой в те лихие времена.
Мастер спорта СССР международного класса по дзюдо Гиви Гаургашвили имел множество титулов и наград – в том числе, международных. Но в конце 80-х спортсмен подружился с одним из криминальных авторитетов Челябинска, который вскоре пережил два покушения.
Подозрение пало на одного из старых знакомых Гаургашвили – тоже титулованного дзюдоиста. Тот долго скрывался от мести – но 13 сентября 1993 года пути двух спортсменов пересеклись. Во время стычки чемпион Гаургашвили получил пулю из обреза охотничьего ружья и скончался. Убийцу Гиви поймают лишь спустя 4 года – в 1997 году на территории Украины и осудят на 9 лет.
Вице-президент новороссийского футбольного клуба «Черноморец» Владимир Бут занимался исключительно финансовыми вопросами. Естественно, к человеку, отвечавшему в команде за деньги, нередко приходили лихие парни, пытавшиеся наладить «деловые отношения». К примеру, сдать игру за вознаграждение, взять или продать того или иного игрока.
Бут всем без исключения незваным гостям давал отворот-поворот и, понятное дело, нажил себе врагов. 27 сентября 1993 года в полдевятого утра Владимира Бута убили по дороге на работу выстрелом в голову. Преступление так и не было раскрыто – хотя основная версия появилась сразу: несговорчивого менеджера просто «заказали».
Заслуженный тренер России по спортивной борьбе, лидер движения «Спортивная Россия», президент Фонда защиты спортсменов им. Льва Яшина, один из основателей «Ассоциации XXI век», Отари Квантришвили в начале 90-х попал под пристальное внимание правоохранителей. Отари подозревали в том, что большинство его организаций использовались как прикрытие для «отмывания» денег, которые так же зарабатывались криминальным путем. К примеру, многие источники утверждали, что Квантришвили со своими спортивного вида помощниками «брал под защиту» коммерсантов, требуя за «крышу» 10% от их доходов.
Хотя, к примеру, друг Отари – Иосиф Кобзон, на все обвинения в его адрес уверенно говорил: «Ну, какой там Квантришвили бандит? Просто приходил с группой молодых парней к предпринимателям и просил пожертвовать в его Фонд защиты спортсменов. И все охотно платили – никто не отказал». Но кому-то он все-таки наступил на больной мозоль, или просто перешел дорогу. Квантришвили застрелил снайпер 5 апреля 1994 года в самом центре Москвы.
Мастер спорта СССР по боксу Юрий Ступеньков самостоятельно освоил ставшее популярным в 90-е единоборство – кикбоксинг. В 1991 году вместе с единомышленниками он основал Российскую профессиональную лигу «КИТЭК», которая в следующие несколько лет провела серию международных бойцовских турниров с привлечением крутых звезд.
Но была у Ступенькова и другая – «параллельная» жизнь. Подшефные ему кикбоксеры нередко участвовали в бандитских разборках в качестве силовой поддержки. А сам Ступеньков в оперативных разработках проходил как участник одной из подмосковных ОПГ.
В феврале 1994 года, когда Юрий выходил из своего дома в подмосковном Видном, его расстреляли очередью из автомата. Боксер получил серьезные раны – спасти его медики не сумели. Преступление носило явно заказной характер – правда, раскрыть его правоохранители так и не смогли.
Знаменитый советский боксер-любитель Сергей Кобозев в 1990-м перешел в профессионалы и уехал искать счастья в Штаты. Считался одним из самых перспективных боксеров первого тяжелого веса. В 1994 году даже выиграл пояс чемпиона Боксерской Ассоциации США, готовился к бою за титул чемпиона мира в своей весовой категории. Одновременно Кобозев работал вышибалой в одном из ресторанов Нью-Йорка. В ноябре 95-го вмешался в спор ресторанного музыканта с подвыпившим клиентом и выкинул последнего из заведения. Обиженный посетитель Александр Носов оказался членом так называемой русской мафии, в данном случае это была «Татарская группировка» – поэтому месть Кобозеву оказалась скорой и жестокой.
Спустя несколько дней после инцидента в ресторане, «братва» в лице Александра Носова, Натана Гозмана и Василия Ермихина заехала в автомастерскую, где обычно чинил свой автомобиль Кобозев. Не сумев совладать с боксером в рукопашной схватке, мафиози ранили его из пистолета, затолкали в машину и отвезли домой к одному из нападавших. Кобозева задушили, а тело зарыли в саду. Останки боксера ФБР обнаружило лишь спустя четыре года.
Борис Федоров был одним из первых успешных спортивных менеджеров в СССР. По профессии инженер-автомеханик, в 1990-м он создал первый в стране частный теннисный клуб «Петровский парк» и фирму «Хот-шот спорт сервис». Двумя годами позже, вместе с Шамилем Тарпищевым основал Национальный фонд спорта (НФС). По указу тогдашнего президента страны Бориса Ельцина фонд получил право на беспошлиный (и фактически бесконтрольный) ввоз в страну табачной и алкогольной продукции. В 1994 году Борис Федоров стал президентом НФС, о котором ходило много слухов, как его руководство наживается на поставке в страну алкоголя и сигарет. Безпошлинный ввоз импортной весьма востребованной продукции был настоящим «клондайком», на который претендовали многие.
В 1996-м году Федорова, который уже успел нажить себе серьезных врагов среди силовиков и чиновников, подкараулил киллер и выстрелил ему в живот. Врачи буквально вытащили пациента с того света – но лечение и восстановление заняло годы. При этом Федоров остался инвалидом. В 1999-м тело Федорова обнаружат на его квартире в Москве. Официальная версия – сердечная недостаточность. Но многие по сей день считают, что Федорова убрал кто-то из его влиятельных врагов.
Весной 1994 года президентом Федерации хоккея России, которая ворочала огромными средствами от продажи подакцизных товаров, стал Валентин Сыч. После того, как он публично заявил, что организованная преступность усиленно пытается подмять под себя российские хоккейные клубы, вынуждая тренеров и судей «помогать» им с результатами встреч, стало ясно, что в хоккейном «закулисье» идет жестокая война. И здесь не обошлось без жертв.
22 апреля 1997 года «Вольво» президента ФХР обстреляли из автомата Калашникова недалеко от его дачи в Подмосковье. Валентин Сыч погиб на месте, его супруга и водитель были ранены, но выжили. «Сыч мешал многим. Он пытался сохранить российскую гордость – наш хоккей. Подонкам с ним было трудно. Все знали: он не берет. Он привык жить по правде и не понимал новых бандитских законов». – так писали об этом преступлении СМИ.
В 1994–1997 годах пост гендиректора Футбольного клуба «Спартак» (Москва) занимала Лариса Нечаева. Она была менеджером от бога – при ней клуб с успехом зарабатывал деньги, причем, не только на футболе. Спартаковский бренд был популярен – и продвигать товары и услуги с его помощью оказалось делом прибыльным. Однако хороший коммерсант – Нечаева оказалась не совсем хорошим аналитиком. Она решила под маркой «Спартака» открыть в Москве сеть заправок, не прислушавшись к советам друзей и намекам конкурентов о том, что она влезает в чужой бизнес.
Людмила не послушалась и не отступила. И 15 июня 1997 года ее вместе с подругой застрелили из пистолета на даче во Владимирской области. Позже сыщики установили личности наемных убийц – но их следы успели затеряться на Кавказе.
Лев Матюшенко много лет трудился тренером сборной СССР и России по современному пятиборью. Вырастил немало чемпионов, в начале 90-х стал вице-президентом Российской федерации современного пятиборья. Параллельно пытался заниматься бизнесом. Именно пытался. По слухам, дела у него шли не ахти, Матюшенко взял в долг у «серьезных людей» и якобы вовремя отдать не смог. В июле 1999 года он был убит на своей даче. С учетом того, что из жилища ничего не было взято, а тело было обезображено настолько, что его едва опознали – сложилось мнение, что Матюшенко проучили некие кредиторы. Мол, чтоб другим урок был. Но его убийц так и не нашли.
Были и другие жертвы спорта и лихих 90-х. Всех не перечесть. Время поставило многих спортсменов на грань выживания – и не все оказались по нужную сторону баррикад. И в самый критический момент защитить их оказалось некому…