Главная / Общество

Коронавирус: советы из средневековья о том, как справиться с самоизоляцией

Пандемию COVID-19 часто называют «беспрецедентной» – и для многих людей, которые оказались в своих домах в разных странах, этот опыт является беспрецедентным и сложным. Но в позднесредневековой Европе отдельные личности профессионально изолировались. Некоторые люди, в особенности женщины, навсегда вышли из общества, чтобы жить в одиночестве в комнате, прикрепленной к церкви. В анналы истории погружался корреспондент ИА «Экспресс-Новости».

средние века

Руководства и тексты, написанные женщинами-«отшельниками» из Британии и континентальной Европы, дают нам описание их образа жизни и рассказывают о своих размышлениях. Так что эти средневековые женщины могут научить нас тому, как справляться с самоизоляцией. В частности, согласно средневековой религиозной культуре, молитвы от имени других жизненно поддерживала общество. Изоляция дала женщинам возможность выразить свою любовь ко Христу, и служить другим верующим через свои молитвы и советы. Анахориты были даже представлены как обладающие «сверхспособностями» заступники за умершими в чистилище.

Кроме того, в позднем средневековье процветала преданность мирян – людей, не являющихся духовенством. Жизнь как отшельник предоставила мирянам возможность выразить это благочестие, но предложила больше свободы для индивидуального созерцания (и одиночества), чем жизнь монахини. Предупреждения в руководствах для отшельников также намекают на менее духовные мотивы. Парадоксальным образом жизнь отшельника располагала анахоритов в центре их сообществ и могла превратить их в религиозных знаменитостей. Их камеры часто сталкивались с оживленными дорогами в шумных городах и превращались в банк, учительскую и кладовую местных сплетен.

Не ожидайте комфорта

Анкрен Висс, средневековый английский гид 13-го века для женщин-отшельников, предостерегает отшельников не искать утешения. Вместо этого отшельник должен напомнить себе, что он был заключен не только для его собственной выгоды, но и ради других. Ему говорят «собрать в своем сердце всех, кто болен или несчастен» и «почувствовать сострадание». Благодаря самоизоляции, отшельник «поддерживает всех единоверцев» своими молитвами. Теперь медсестры и врачи срочно призывают общественность к подобным обязательствам, когда просят: «Оставайтесь дома для нас».

У совета Висса есть аромат, который чувствует себя одинаково актуальным сегодня. Самоизоляцию может быть легче перенести, если вместо того, чтобы рассматривать ее как скучную, но уютную ночь, вы узнаете ее как неприятный, стрессовый опыт – но также визуализируйте всех людей, здоровье которых вы защищаете, оставаясь дома.

Признание уязвимости

Самая ранняя известная английская писательница Джулиан из Норвича (c.1343 – c.1416) – отшельница – также поощряла читателей признать свою уязвимость, но предложила воспринимать ее как сильную сторону. В своем тексте «Откровение любви» конца 14-го или начала 15-го века она заверила читателей, что страдания и трудности не победят их:

«Христос не сказал: «Вы не будете возмущены, вы не будете обеспокоены, вы не будете огорчены», но он сказал: «Вы не будете побеждены».

средневековье

Джулиан обещает, что читатели будут испытывать эмоциональные потрясения во время любого кризиса, но в конечном итоге победят его. Это обещание соответствует современной психологии выживания. При адаптации к жизни во время кризиса важно признать сложные обстоятельства как формирующие реальную жизнь сейчас. И все же нужно одновременно помнить, что человек делает все возможное, чтобы вернуться к лучшему, докризисному образу жизни. Только признав нашу уязвимость – как физическую, так и психическую – и, следовательно, приняв меры для защиты и заботы о других и о себе, мы справимся.

Охрана чувств

Согласно руководствам для отшельников, они должны охранять свои метафорические окна (свои пять чувств) и реальные окна камеры, чтобы не впасть в искушение и не отвлекаться от своих молитв и медитации. Мудрец заявляет: «Беспокойство проникает в сердце только через что-то ... видимое или слышимое, пробуемое или чувствующее запах или ощущаемое извне». Внешний мир может расстроить внутренний мир. Голландский анахорит Сестра Берткен (1427-1514) рассказывает об этой путанице в стихотворении:

Мир держал меня в своей власти

своими многочисленными ловушками,

он лишал меня сил.

И все же эту нервозность по поводу влияния сенсорной информации можно также понимать как средневековый аналог предупреждения о поддельных новостях или тревожном их чрезмерном потреблении. Несколько гидов рекомендуют, чтобы подруга скрупулезно охраняла окно отшельника, отказываясь открывать доступ посетителям, распространяющим сплетни и ложь. Социальные сети сегодня могут быть немного похожи на таких посетителей.

Будь занят, будь в здравом уме

Отшельники и авторы пособий для отшельников также размышляли о том, как оставаться в здравом уме. Занятость не позволяет взбираться на стены. Британский цистерцианский монах, аббат Аэльред из Риволь (1110-1167), рассказывает своей сестре, отшельнику, в «Правиле жизни для отшельника»: «Праздность… порождает отвращение к тишине и отвращение к камере».

Рутины являются ключевыми. Анархиты читали последовательности молитв, псалмов и других библейских чтений в определенные дни. Согласно современной психологии выживания, разделение проблемы или отрезка времени на управляемые шаги имеет решающее значение в условиях кризиса. Не менее важно выполнять каждый шаг один за другим, никогда не заглядывая дальше, чем следующий шаг.

коронавирус

Умственные увлечения, такие как ремесла, садоводство или чтение, являются еще одной проверенной временем стратегией борьбы с самоизоляцией. Порекомендовав пошить одежду для бедных и церковных облачений, Мудрец уверяет отшельников, что занятость защитит их умы от искушения:

«Ибо пока дьявол видит ее занятой, он думает так: «Сейчас было бы бесполезно приближаться к ней; она не может сосредоточиться на слушании моего совета».

Эти предложения легко переносимы на сегодня. В конце концов, согласно психологии выживания, выполнение управляемых, направленных действий с целью имеет решающее значение в кризисных ситуациях. Кстати, Висс также рекомендует содержать кошку.

С одной стороны, самоизоляция может чувствовать себя ограниченной – Джулиан Норвичский также чувствовал, что: «Это место – тюрьма», сказала она, имея в виду либо земную жизнь, либо ее камеру. Но тесное пространство камеры также дало средневековым женщинам парадоксальную духовную свободу. В своем письме к отцу Еве Уилтонскому, монаху 11-го века Госелину, Сен-Бертена восклицает: «Моя клетка такая узкая», можете сказать вы, но как же широко небо!».