Королевский университет Белфаста был признан самым эффективным университетом в Великобритании по коммерциализации научных исследований, превзойдя инновационные центры в Оксфорде, Кембридже и по всему Лондону.
По информации ИА «Экспресс-Новости», рейтинги были составлены европейской фирмой венчурного капитала Octopus Ventures, которая подсчитала производство интеллектуальной собственности в каждом университете, создание дочерних компаний и их успешных выходов относительно общего финансирования.
Эта окупаемость инвестиций помогла дать Королевскому университету в Белфасте (QUB) преимущество перед институтами Russell Group, которые получают большую часть конкурентно доступного финансирования исследований. В этом отчете большая заслуга принадлежит QUBIS, специализированному отделу коммерциализации университета, который руководит целым рядом программ по выявлению клиентов, помогающих подтверждать заинтересованность рынка в исследованиях на ранней стадии.
Эта взаимосвязь между доступом к финансированию на ранних этапах разработки доказательств концепций и прототипов и долгосрочными перспективами отделения корреспондентами ИА «Экспресс-Новости» была обнаружена в отчете Octopus Ventures. Например, Oxford Nanopore получил финансирование на ранней стадии от ведущего IP-фонда капиталовложений пациентов для поддержки первоначальной разработки своей технологии секвенирования ДНК. С тех пор компания достигла оценки в 1,5 миллиарда фунтов стерлингов.
«Университеты, которые позволяют на ранней стадии проверять концепции и создавать прототипы путем предоставления средств на ранних этапах, либо из собственных средств, либо через схемы сотрудничества с другими фондами, более успешны в создании отделений. Это ключевой момент», – говорит Саймон Кинг, партнер в Octopus Ventures.
За QUB в рейтинге следили университеты Кембриджа, Кардиффа, Лондонского университета королевы Марии и Лидса. Первая десятка затем была округлена Данди, Ноттингемом, Королевским колледжем в Лондоне, Оксфордом и Имперским колледжем науки, технологий и медицины.
Ряд этих университетов недавно установили партнерские отношения с венчурными фондами для улучшения доступа к ранним инвестициям, включая работу Имперского колледжа с Imperial Innovations и альянс Оксфорда с Oxford Sciences Innovations (OSI). Исследование Octopus Ventures показывает, что с тех пор, как OSI была основана в 2015 году, Оксфорд произвел гораздо больше продаж, но университету придется подождать, чтобы получить прибыль от этого партнерства.
«По мере того, как мы начинаем видеть кристаллизацию в некотором роде, в форме некоторого значения, я думаю, что это подтолкнет Оксфорд к дальнейшему росту», – отметил Кинг.
Исследование также выявило связь между коммерческим успехом и сотрудничеством с другими университетами. Кинг указывает на Helix Center, лабораторию инноваций в области цифрового здравоохранения, созданную в качестве совместного предприятия между Имперским колледжем Лондона и Королевским колледжем искусств, как яркий пример того, как это может работать.
«Это потрясающе, потому что вы привели с собой технологов и ученых из Imperial, и вы привели опыт проектирования продуктов из Королевского колледжа искусств. И вы объединили эти две вещи и создали не просто удивительные технологии, но удивительные продукты, которые люди хотят использовать», – отметил Саймон Кинг.
Великобритания занимает третье место в мире по количеству выпущенных докторских диссертаций (после США и Германии) и публикаций научных работ (после США и Китая), но университеты страны создали несколько прибыльных компаний по сравнению с американскими. Кинг считает, что большая часть разрыва связана с историческими отношениями между университетами и стартапами в США, такими как давние связи Стэнфорда с Силиконовой долиной.
«Силиконовая долина просто имеет больше средств и более успешных компаний, которые затем перерабатывают деньги и опытных талантов обратно в эту экосистему. И побочные выгоды от этого будут такими же, как и у стартапов в этой экосистеме. Я думаю, что здесь мы начинаем видеть начало этого маховика, но мы все еще в его начале», – резюмировал Кинг.