По словам Эльвиры Набиуллиной, банковский сектор справился с трудностями, но кредитные организации будут и дальше лишаться лицензий. Однако этот процесс приводит к увеличению диспропорции частных и государственных кредитных организаций, предупреждает ФАС. Усиление позиций государства в банковском секторе ведет к накапливанию системных рисков, соглашаются эксперты.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина выступила во вторникна съезде Ассоциации российских банков. Как отметила глава ЦБ, российский банковский сектор справился с трудностями, устойчив, не имеет рисков, а, напротив, имеет запас прочности и потенциал для роста. Несмотря на это, банки продолжат падать, лишаясь лицензии ЦБ, добавила она, сообщив, что регулятор продолжит политику очистки сектора.
Как отметила Набиуллина, прибыль банков восстановилась к докризисным уровням (1 трлн рублей за 2016 год), а запас капитала достиг 1,8 трлн рублей, что в полтора раза выше минимума, который требуют нормативы. Тем не менее,"зачистка" сектора, начатая ЦБ в 2014 году, в результате которой с рынка было принудительно эвакуировано больше 300 банков и сгорело полтриллиона рублей средств компаний малого и среднего бизнеса, останется приоритетом Банка России. "Мы абсолютно точно намерены довести процесс до конца. Для себя мы оцениваем этот срок в два-три года", - сказала глава ЦБ, добавив, что политика регулятора "оказывает положительное влияние на рынок с точки зрения конкурентной среды".
Также Эльвира Набиуллина напомнила о критике АРБ, которая обвинила ЦБ в цинизме, "фаворитизме" и умышленном сокращении числа банков в интересах крупных, близких к государству игроков. По словам главы Банка России, она считает это заявление "очень странным". "Если мы не отзовем лицензию такого банка, то он продолжит подделывать отчетность, забирая средства вкладчиков, прямо их воровать, выводя активы, или кредитовать неэффективные проекты, по сути, неэффективно или злонамеренно распоряжаться чужими деньгами", - заявила она.
Между тем позицию АРБ разделяет и ФАС. Отзыв лицензий у банков приводит к увеличению диспропорции частных и государственных кредитных организаций, заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Андрей Кашеваров, выступая на съезде АРБ. «При сокращении (числа банков) увеличивается диспропорция - клиенты не остаются в частном секторе, переходят в банки с госучастием, и отсюда происходит еще более сильное увеличение отрыва», - сказал он (цитата по ТАСС).
При этом за последние годы число банковских групп на рынке увеличилось с 16 до 32, отметил Кашеваров. «Мы констатируем, что происходит консолидация и у частных банков, но она недостаточна, чтобы изменить тренд к росту диспропорции», - считает замглавы ФАС.
Похожую позицию высказал и глава Минфина Антон Силуанов, который на заседании АРБ отметил, что России требуется формирование многоуровневой банковской системы. "Это, с одной стороны, позволит снизить административную нагрузку на банки, будет способствовать повышению доступности банковских услуг. А с другой, станет основой стабильности банковского сектора и оздоровит банковскую систему", — отметил он.
В предсказании дальнейшего уплотнения банковского сектора в РФ нет ничего неожиданного, считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов: это проговаривание политики ЦБ, которой следует регулятор последние годы. При этом результаты глава ЦБ оценивает как успешные, так как с текущими трудностями сектор справился и сейчас системных рисков не имеет. Иными словами это ни что иное, как посыл к тому, что крупным игрокам беспокоится не о чем, между тем другим расслабляться не стоит так как в системе еще есть что лечить - т.е усиленное внимание к средним и мелким банкам сохранится.
Основная цель ЦБ на текущий и ближайшие годы, полагает аналитик, – выявление недобросовестных банков, которые продолжают изощренно использовать серые «схематозы» по выводу капиталов и подделывать свои отчетности, а также использовать сомнительные операции между аффилированными с банком компаниями для искусственного поддержания собственного запаса прочности. Также в планах ЦБ должно быть приоритетом – не допустить краха крупных банков регионального уровня, ситуация с Татфондбанком и его дочками – ярчайший пример того, каких катастрофических последствий для бизнеса и общества можно добиться если вовремя не отследить отсутствие достаточности капитала или того же самого «схематоза».
Напомним, что в Татарстане правительство, которое является основным акционером, пыталось закрыть дыры в капитале за счет собственных средств, однако это не спасло банки региона от дыры в капитале и начала массовых общественных волнений, которые последовали сразу после отзыва лицензии, дыра в капитале у банка оказалась на 96,7 млрд рублей, учитывая что большая часть средств – деньги малого и среднего бизнеса, прочих юр лиц и физиков – для региона это катастрофа, так как по закону, возмещается лишь 1,4 млн рублей из застрахованного вклада.
Важно также отметить, рассказывает Антонов, что ЦБ будет стремиться сократить госрасходы на санацию проблемных банков, на оздоровление которых за последние годы регулятор потратил более 1 трлн рублей. Напомним, что суть инициативы ЦБ по новым правилам санации заключается как раз в том, чтобы сократить число расходов государства, так в поправках к законопроекту о новой процедуре в приоритете стоит вариант введения моратория в одно время с временной администрацией. Иными словами вместо вливаний средств ЦБ, регулятор будет на прямую участвовать в капитале санируемого банка, что по задумке ЦБ должно сократить риски неизбежного краха как в случае с Татфондом, а также дать дополнительное время на исправление ситуации.
Также это усилит ответственность владельцев банков, которые будут вынуждены искать средства на закрытие «дыр» из собственных источников и дружественного бизнеса.
Между тем у нового механизма санации есть существенные недостатки так как по мнению ряда экспертов предлагаемая схема ЦБ не имеет прозрачности – так в тематическом отчете S&P Global Ratings говорится, что это практически тоже самое что и при стандартной санации так как что при санационной сделке, что при новой схеме, информация о параметрах при которых ЦБ решает санировать банк или нет, полностью отсутствует. При этом нет информации о критериях ЦБ по выбору оздоровителя. Сомневаются аналитики и в том, что это снизит риски краха.
Что же касается долгосрочных прогнозов относительно комплексной политики ЦБ, то, считают в «Алор Брокер», в этом году мы еще не раз услышим об отзыве лицензий средних банков в регионах. Система совсем не прозрачна и поэтому предугадать: «кто следующий» сложно. Но то, что в планах ЦБ до 2019 года существенно укрупнить рынок – тут сомнений нет.
Для государства же в этом процессе почти нет риска, так как даже если государственные деньги теряются в «проблемных» банках, то они тут же могут быть восполнены за счет эмиссии, отмечает генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. В 2013 - 2015 гг на санацию и поддержку санаторов было потрачено около 3.4 трлн рублей, это большая сумма, это несколько процентов (около 4) от ВВП за эти годы. Конечно, в этой сумме есть и наши с вами взносы, то есть налоги, но я думаю, эмиссия там тоже есть. С этим хорошо увязывается тот факт, что около 0,5 трлн рублей «сгорели» в ходе отзыва лицензии, то есть денежная масса, возможно, впущенная в оборот, по мере дальнейших отзывов лицензий стерилизуется, так как контроль за инфляцией - это одна из главных целей ЦБ на сегодня.
По мнению Шустова, отзыв лицензий продолжится, и в итоге через 2-3 года останутся около 300 банков, причем на топ-10 из них будет приходиться до 70% доли рынка. Согласен с ФАС, что огосударствление банковского сектора идет очень быстро, но у этого есть и свои плюсы, и минусы. Плюсы в том, что сектор становится в краткосрочном периоде очень стабильным и предсказуемым. Но, как все крупные структуры, он становится негибким, а значит, в момент следующего кризиса не сумеет адаптироваться к изменениям, кризисы станут гораздо более жесткими.
По оценкам эксперта, до 70% экономики сейчас управляется государством, то есть почти любой подрядчик, с которым вы взаимодействуете, является государственной структурой, и это пугает. Банкиры пытаются защищаться, у них есть свой «клуб» в виде АРБ, но государственная машина регулирования сейчас намного сильнее, чем даже 600 объединившихся банкиров. Норма прибыли в отрасли будет снижаться, требования к капиталу расти, и они пытаются этому сопротивляться, но это бесполезно, констатирует Шустов.