Согласно теориям заговора, планетой управляет закрытая группа масонов, для которых нет ничего страшного: они провоцируют и предотвращают войны или экономические кризисы, поднимают и уничтожают целые народы. Но какова реальность?
На протяжении многих веков фантазию теоретиков заговора подогревали загадочные общества, члены которых издалека дергают за ниточки истории. В последний раз мир сошел с ума по тайным обществам после огромного успеха книги американского писателя Дэна Брауна «Код мастера Леонарда», окутавшей и без того довольно загадочные ордена еще одной паутиной тайны. После его выхода масоны и иллюминаты внезапно вышли из темных переулков прямо в яркий центр внимания средств массовой информации и поп-культуры. Прежде всего, среди иллюминатов были замечены многие американские музыкальные знаменитости, которые теперь фотографируются с оккультными символами, делают загадочные жесты на концертах и, когда их спрашивают об их «тайных» знаниях, с достоинством выглядят как умершие.
Фото: shutterstock.com
О закулисной ситуации больше говорят попытки уважаемых политиков ограничить принадлежность госслужащих к упомянутым сообществам. В 1999 году бывший министр внутренних дел Великобритании Джек Стро призвал каждого судью публично заявить, принадлежит ли он к масонам. Спустя десять лет Суд по правам человека отменил вышеупомянутое постановление, но оно по-прежнему распространяется на сотрудников полиции – правда, они должны «признаваться» только перед начальством.
Тем не менее, масонство остается чрезвычайно популярным в Британии. Би-би-си сообщает, что только в Англии и Уэльсе насчитывается около 250 000 масонов и около шести миллионов по всему миру. Высокопоставленные чиновники сообщества утверждают, что в число «братьев по ордену» входят несколько членов британской королевской семьи – в настоящее время Великую ложу возглавляет принц Эдвард, герцог Кентский. Так действительно ли масонские ассоциации представляют этих загадочных игроков на заднем плане?
Масонство ведет свое мифическое происхождение от Храма Соломона, но первые общества такого типа фактически появились в Европе только в 14 веке. В то же время название «Масоны» было действительно простым в своем первоначальном значении – изначально оно относилось к членам гильдии строителей, которых мы могли бы охарактеризовать как «инженеров-компьютерщиков средневекового мира». В отличие от других народов, редко покидавших родной край, строители постоянно находились в разъездах. Они путешествовали по всей Европе, посещая места, где строились соборы и великие замки, и предлагали свои услуги всем, кто мог себе это позволить. По стандартам того времени они были хорошо образованы, много путешествовали и хорошо информированы.
Закрытое братство постепенно выработало ряд ритуалов, а позже – с упадком цеховых монополий на ремесла – стало принимать в свои ряды «родственные души», не имевшие никакого отношения к строительству. Постепенно чисто профессиональное объединение, защищавшее собственные знания, превратилось в братство с высокими идеалами. В XVIII веке возникла система так называемых лож, т.е. местных групп, в которые новые члены могли быть приняты только на основании рекомендаций давних масонов. Тогда, как и сейчас, требовались абсолютная моральная целостность, непредвзятость и вера в высший принцип или, если хотите, в Бога. Все местные ложи тогда представлены на национальном уровне так называемой Великой Ложей, которая является законной властью для других.
Основная задача нового масона – личностное развитие. Его братья постепенно передают ему тайные знания и посвящают его посредством ритуалов. Затем масон должен передать миру совершенство духа, например, в форме благотворительности и бескорыстной помощи другим. Критики масонства, однако, утверждают, что члены ассоциации превратили ложи в скорее социальный клуб для расширения знакомств и, следовательно, власти.
Фото: poryadovki.ru
В прошлом церковь и тоталитарные режимы боролись с масонами. При этом Церковь четко заявила причину – богословский спор. По католическому учению, достичь спасения можно через благодать Божию, однако ее нельзя «взять», к ней нельзя трудиться, ее надо послать. Однако масоны учат, что к этому можно прийти собственным упорным трудом и учебой, которую один церковный критик назвал «идеальной религией для буржуазии».
Кроме того, масонство существует в двух основных формах, которые можно назвать английским и французским стилями. В то время как «англичане» требуют веры в Бога, «французы», верные своей светской традиции, полностью опустили такой аспект и открыты для любого, кто проявляет готовность «работать на благо человечества». Однако в обоих случаях масоны активно боролись с влиянием церкви на общественную жизнь и фактически сумели его сломить.
Во Франции после падения королевской династии произошло полное разделение церкви и государства. В Соединенных Штатах (где отцы-основатели Вашингтон, Джефферсон и Франклин были членами ордена) свобода религии и слова нашла свое отражение непосредственно в Первой поправке к Конституции. В Британии в подобной мере необходимости не было: протестантская церковь там всегда подчеркивала свою толерантность, к тому же формально ее возглавляет британский монарх. Как известно, в прошлом Великая Ложа Англии часто возглавлялась самими монархами.
Масоны до сих пор сохраняют своих заклятых врагов-католиков. Первая папская булла была издана уже в 1738 году, но даже кардинал Йозеф Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI), будучи главой Конгрегации вероучения, подтвердил в своем заявлении, что принятие в масоны автоматически ввергает человека в смертный грех, при этом он не может принимать таинства алтаря. Однако это не меняет того факта, что многие священники тайно сидят в рядах масонов.
Главным образом англосаксонские масоны пытаются избавить свое братство от покрова тайны. Великая Ложа Великобритании рекламирует себя на своем сайте как общество, открытое для всех, независимо от доходов и вероисповедания, где «можно развлечься». Затем он описывает членство как «хобби», говоря, что речь идет в основном о создании дружеских отношений.
Фото: poryadovki.ru
Стремление к «Масонству с человеческим лицом» тогда идет рука об руку с одной – до недавнего времени невообразимой – вещью: гроссмейстеры (представляющие ложи) дают газетам интервью, в ходе которых дружелюбно объясняют журналистам, как обстоят дела «дома». Хотя некоторые тайны они все же хранят при себе, например, описания некогда тайных ритуалов можно найти как в общедоступных книгах, так и в Интернете. При этом главная забота гроссмейстеров – опровергнуть идею о возникновении неких параллельных центров силы. К сожалению, закрытые профессиональные ложи, куда имеют доступ, например, только сотрудники полиции или судьи, не облегчают их положение.
Секретарь Великой Ложи Англии Найджел Браун утверждает, что формирование «рабочих контактов» прямо запрещено конституцией. Однако нестандартные судебные решения или политические интриги регулярно осуждаются британскими таблоидами как дело рук масонов. Непрозрачность отношений была, в конце концов, главной причиной, по которой и коммунисты, и нацисты вложили много сил в развал масонских объединений – они просто не хотели конкуренции. Движение Хамас даже обозначило масонов в своей письменной конституции как официального врага, поскольку, по их мнению, они защищают Израиль.
Так масоны правят миром? Они, конечно, имеют свое влияние, но, как и у евреев, идея всемогущего мирового спрута на самом деле исходит лишь из области фантастики.