Несколько раз этим летом погода в Европе словно заходила в тупик, что приводило к затяжной жаре и наводнениям. В Великобритании продолжительная жаркая и сухая погода в мае и июне сменилась столь же продолжительным прохладным и влажным периодом
В сентябре на юге Европы произошли широкомасштабные наводнения, а в Великобритании установилась самая продолжительная за всю историю страны сентябрьская жара. Все это явилось результатом «блокирования» погодных моделей. Блокирующее явление – это нарушение привычного хода погоды в средних широтах Земли. В нормальном состоянии климат Европы формируется под влиянием Атлантики, когда погодные системы формируются над океаном и распространяются на восток. Отдельные системы могут приносить солнце или дождь, но в любом случае они преходящи – сегодня есть, завтра нет.
Фото: yobte.ru
Это движение тесно связано со струйным течением – быстро перемещающимся потоком воздуха, огибающим земной шар. Оно не только управляет погодными системами, но и формирует преобладающие западные ветры, которые помогают поддерживать в Европе относительно прохладное лето и мягкую зиму. Однако при возникновении блока это преобладающее морское влияние теряется. Блокирующие явления часто являются причиной самых жарких летних и самых холодных зимних дней.
Погодные системы эффективно перемещаются по струйному течению, искажая его по ходу движения. На картах погоды это выглядит как меандрирование струйного течения, попеременно отклоняющегося то на север, то на юг по мере продвижения на восток. Во время блокирующих явлений эти меандры увеличиваются, и в конце концов струя распадается на вихревые потоки. При нарушении струйного течения погодные условия сохраняются, часто на неделю и более. Одни места выжигаются, другие затапливаются день за днем.
Возьмем, к примеру, недавний блок. Струя двигалась на юг, затем на север, затем снова на юг, образуя над Европой гигантскую греческую букву омега (Ω). В центре паттерна находился большой северный меандр струи, который удерживал теплый воздух с юга над Францией и Великобританией, подарив последней семь дней 30-градусной жары. По обе стороны от него располагались южные меандры более холодного воздуха, которые способствовали закреплению интенсивных стационарных циклонов. В результате на Средиземноморье выпало огромное количество осадков, что привело к наводнениям: в Испании по одну сторону омеги, в Греции и Ливии – по другую.
Последние пострадали особенно сильно, так как шторм «Даниэль» в восточной части омеги усилился и приобрел признаки «медикана», или средиземноморского урагана. Блокирование происходит в среднем один-два раза в сезон. Однако повышение температуры, вызванное изменением климата, привело к тому, что в теплых районах блокады становятся более интенсивными. Поскольку более теплый воздух удерживает больше влаги, то и осадки обычно выпадают более интенсивные. Если бы 50 лет назад Европа имела точно такую же омега-структуру, многие последствия были бы слабее.
Некоторые метеорологи утверждают, что струйный поток становится слабее и более подвержен подобным нарушениям. Однако тенденции неубедительны, поэтому они остаются теориями. Тот факт, что ученые расходятся во мнениях по этому вопросу, подчеркивает, насколько неопределенными остаются некоторые последствия изменения климата. Очевидно, что человечество вмешивается в очень сложную систему, которую мы не до конца понимаем.
Фото: w-dog.ru
Климатические модели показывают, что по мере потепления климата и смещения струйного течения в среднем на север блокирование может стать более редким. Но это пока неясно, и если это и произойдет, то, скорее всего, это будет довольно незначительное изменение. Блокирование не исчезнет в ближайшее время, а многие последствия, такие как тепловые волны и наводнения, скорее всего, только усугубятся с повышением температуры воздуха. Более того, вполне вероятно, что в современном климате могут произойти более серьезные события, чем те, которые произошли этим летом.
Поскольку блокирование происходит относительно редко и спорадически, у ученых нет хорошей выборки событий, на которой можно было бы основывать свои оценки риска. Конечно, не исключено, что блоки этим летом могли бы продлиться еще дольше, чем продлились, или произойти в более неудачное время. Если бы они пришлись на пик годового цикла, а не на начало и конец лета, как это произошло, жара была бы более сильной. Первая температура 40°C в Великобритании была отмечена в июле 2022 г. во время милосердно короткой тепловой волны. Устойчивый блок в это время года был бы просто свирепым.
Еще один поворот в эту историю вносит само струйное течение. Начиная с 2000 г. струйное течение имеет тенденцию к смещению на юг над Европой в летний период, что благоприятствует относительно прохладным и влажным условиям на северо-западе Европы. По-видимому, это, по крайней мере, частично, свойственно естественным колебаниям климата Земли, однако наше понимание этого явления остается недостаточным.
Если или когда струя сместится обратно на север, это приведет к повышению средних летних температур, а также к риску тепловых волн, вызванных блокировкой. В 2018 г. мы уже ощутили вкус этого сочетания, и это лето стало самым теплым в Великобритании за всю историю наблюдений. Летняя жара в Европе становится все хуже из-за изменения климата, но в ближайшем будущем нам следует готовиться к еще более серьезным последствиям.
Автор: Тим Вуллингс, профессор кафедры физического климатоведения Оксфордского университета