Вскоре после запуска космического телескопа Джеймса Уэбба удар микрометеороида повредил один из сегментов его главного зеркала. Насколько велика опасность подобных столкновений?
Космическое пространство производит впечатление пустоты. Но, наряду с частицами солнечного ветра или космических лучей, в нем присутствует целый спектр частиц твердого вещества, от мельчайших пылинок до камней и валунов. Причем с уменьшением размера увеличивается количество частиц в единице объема.
Фото: NASA
Казалось бы, мелкие частицы пыли в несколько микрограммов не могут быть опасны для аппаратов, работающих в космосе. Однако такие тела обычно движутся со скоростью десятки километров в секунду и, следовательно, обладают большой кинетической энергией. В терминологии говорят о микрометеороидных ударах, и их влияние хорошо известно космическим инженерам – например, иллюминаторы шаттла были буквально замусорены ими.
Поэтому конструкторы космического телескопа Джеймса Уэбба, складное зеркало которого было спроектировано и изготовлено с достаточной степенью защиты от подобных повреждений, также приняли во внимание мелкие частицы. Приводы на обратной стороне даже справляются с исправлением возможных дефектов на кривизне оптической поверхности.
Операторы предполагают, что оптическое качество главного зеркала также будет ухудшаться в результате воздействия микрометеороидов. Однако важно и то, что описанные явления можно хорошо отслеживать, а полученные данные использовать, например, в будущих миссиях. Таким образом, JWST представляет собой не только очень сложный рефлектор, но и может быть назван самым совершенным на сегодняшний день детектором микрометеороидов.