Остаток сверхновой HESS J1731-347 скрывает очень странный объект, который может представлять собой особый вид звезды, известный пока только из астрофизических уравнений и гипотез
Группа немецких астрономов из Тюбингенского университета в прошлом году пришла к мысли, что объект, обнаруженный внутри остатка сверхновой HESS J1731-347, вероятно, не соответствует принятым в настоящее время астрономическим моделям. К такому выводу они пришли после переоценки его расстояния от Солнечной системы. До этого расстояние оценивалось примерно в 10 000 световых лет, но, по мнению немецкой команды, оно составляет «всего» 8 150 световых лет.
Фото: Midjourney AI
С точки зрения обывателя, это кажется незначительной разницей в других ошеломляющих расстояниях. Но для ученых это значительное изменение, потому что астрономы получают оценки других характеристик, включая размер объекта и его массу, из расстояния до объекта. Как резюмируют астрономы в исследовании, опубликованном в рецензируемом журнале Nature Astronomy, объект, получивший обозначение XMMU J173203.3-344518, чрезвычайно легкий. Более того, его масса противоречит современным астрономическим моделям.
Выводы немецкой команды недавно были подтверждены новым анализом группы бразильских астрономов, который был принят к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics Letters. Авторы исследования считают, что объект XMMU J173203.3-344518 не является классической нейтронной звездой.
Существующие модели рассматривают минимально возможную массу нейтронной звезды как такую, которая немного превышает массу нашего Солнца. При этом масса самой легкой подтвержденной нейтронной звезды составляет 1,17 солнечных масс. Но масса объекта XMMU J173203.3-344518, который по размерам примерно равен Манхэттену, составляет всего около 0,77 масс Солнца.
Когда массивная звезда заканчивает свою жизнь в потрясающем взрыве сверхновой, ее ядро коллапсирует в нейтронную звезду или пульсар. Однако если рожденная таким образом нейтронная звезда очень массивна, то при определенных обстоятельствах она может продолжать коллапсировать в еще более экстремальную форму материи, не превращаясь в классическую черную дыру.
При следующем коллапсе могут высвободиться кварки, которые до сих пор формировали протоны и нейтроны в атомах материи бывшей стабильной звезды. В результате образуется так называемая кварковая материя – чрезвычайно плотная кашица из плотно упакованных кварков, которые вместе образуют кварковую звезду.
Фото: starcatalog.ru
Если кварковая звезда состоит из кварковой материи, содержащей экзотические странные кварки, то это может быть так называемая странная звезда. Такие объекты, по некоторым представлениям, могли образоваться сразу после Большого взрыва и теоретически сохраниться до наших дней. Коллапс коры странной звезды может быть источником загадочных быстрых радиовсплесков.
По мнению бразильских ученых, преждевременно говорить о том, что XMMU J173203.3-344518 является первым известным случаем «странной звезды», хотя полученные на данный момент результаты не исключают этого. Например, неясно, как такой экстремальный объект мог родиться в результате звездного коллапса, сопровождающегося взрывом сверхновой. Тем не менее, сверхновая HESS J1731-347 представляет собой привлекательный объект для дальнейших исследований, которые могут подтвердить или опровергнуть существование звезды, о которой мы пока знаем только из астрофизических уравнений и гипотез.