Главная / В мире

Астрономы обнаружили планетную систему с парой водных миров

Совместные усилия Хаббла и космического телескопа Спитцер дали улов в виде пары водянистых экзопланет. Данные также указывают на существование еще одной планеты, которая могла находиться в обитаемой зоне

На сегодняшний день известно о 5227 внесолнечных планетах, расположенных в 3908 планетарных системах. В то время как большинство этих планет представляют собой газовые гиганты размером с Юпитер или Нептун, или скалистые планеты, в несколько раз превышающие размеры Земли (так называемые суперземли), статистически значимое число представлено также планетами, в значительной степени покрытыми водой – так называемыми водными мирами. Эти странные планеты не похожи ни на что известное нам в Солнечной системе, что вызывает много вопросов о том, как они формируются.

планетная система  Kepler-138Фото: NASA

Международная группа под руководством ученых из Института исследований экзопланет (iREx) Монреальского университета недавно обнаружила две такие планеты. Кроме того, оба водных мира, удаленные от нас примерно на 218 световых лет, являются частью единой планетной системы.

Ученые впервые заметили обе экзопланеты в 2014 году благодаря наблюдению за неуловимым охотником за экзопланетами — космическим телескопом «Кеплер». Только последующие наблюдения космическими телескопами «Хаббл» и «Спитцер» выявили их массу, благодаря чему ученые смогли вывести характеристики обоих миров.

По словам ученых, экзопланеты, известные как Kepler-138c и Kepler-138d, легче, чем «землеподобные каменистые миры», но массивнее типичных газовых гигантов. По расчетам, оба тела примерно в два-три раза больше Земли, и ученые говорят, что они в основном состоят из воды и других летучих веществ, окружающих металлическое ядро. Но это не обязательно означает, что на их поверхности есть океаны. По словам Каролины Пиаулетовой, это могут быть внутренние океаны, скрытые под поверхностью.

«Представьте себе более крупные версии Европы или Энцелада, богатых водой спутников, вращающихся вокруг Юпитера и Сатурна, если бы они были намного ближе к своей родительской звезде. Вместо ледяной поверхности они скрывали бы большие оболочки водяного пара. Температура атмосферы Kepler-138d, вероятно, выше точки кипения воды, и, похоже, она состоит из плотных паровых облаков. Под этой насыщенной паром атмосферой потенциально может находиться жидкая вода под высоким давлением или даже так называемая сверхкритическая жидкость — смесь газа и жидкости», — объясняет Каролина Пиаулетова.

водная планетаФото: pikabu.ru

Подобные сверхкритические флюиды встречаются в атмосферах Юпитера, Сатурна, Венеры и, вероятно, также в атмосферах Урана и Нептуна. По мнению ученых, ни одна из водянистых экзопланет не находится в обитаемой зоне, но данные телескопов Хаббл и Спитцер указывают на существование еще одной экзопланеты, которая могла находиться в обитаемой зоне! Это планета Kepler-138e, которая вращается вокруг своей родительской звезды на большем расстоянии, чем ее водные братья и сестры, а также намного меньше. По мнению ученых, эта экзопланета размером с Марс и совершает полный оборот вокруг своей родительской звезды за 38 дней. Однако никаких других подробностей об этом мире на данный момент неизвестно.