Найдено первое лекарство, которое может замедлить скорость ухудшения состояния у пациентов с болезнью Альцгеймера. Экспериментальный препарат под названием леканемаб представляет собой антитело, нацеленное на токсичные скопления амилоидного белка, связанные с лихорадочной болезнью. Хотя эти результаты являются поводом для радости, все еще остаются серьезные вопросы о его безопасности и развертывании
Полные результаты фазы 3 испытания препарата леканемаб (заключительный этап испытаний на людях) были опубликованы в New England Journal of Medicine. Исследование показало, что у пациентов, получавших препарат, прогрессирование заболевания было на 27% медленнее, чем у пациентов, получавших плацебо, через 18 месяцев лечения. В целом, это хорошая новость. Впервые у нас есть потенциальное лечение, которое продемонстрировало влияние как на симптомы, так и на основную патологию болезни Альцгеймера. Эти результаты являются прорывом в поиске методов лечения этого разрушительного заболевания и убедительно свидетельствуют о том, что течение болезни можно изменить.
Фото: medportal.ru
Но результаты рисуют неоднозначную картину для людей с болезнью Альцгеймера. С одной стороны, это первый препарат, который, как было показано, оказывает какое-либо влияние на замедление прогрессирования заболевания. С другой стороны, очевидные эффекты незначительны, а риски не являются незначительными.
В глобальном испытании приняли участие около 1800 человек с ранней стадией болезни Альцгеймера. Участников рандомизировали для получения либо леканемаба, либо плацебо внутривенно каждые две недели. Исследование было «двойным слепым», то есть ни участники, ни исследователи не знали, кто получал экспериментальный препарат, а кто — плацебо, до конца испытания. На протяжении всего исследования прогрессирование заболевания у участников отслеживалось с использованием шкалы оценки клинической деменции, которая оценивает когнитивные способности пациента и его способность жить самостоятельно. Мозг участников также сканировали на наличие двух белков, обычно связанных с болезнью Альцгеймера: амилоида и тау.
Показатели болезни Альцгеймера в обеих группах ухудшились в течение 18 месяцев исследования, но скорость снижения была медленнее у тех, кто получал леканемаб. Кроме того, величина замедления, хотя и статистически значимая (вероятно, не случайная), была небольшой — снижение на 0,45 по 18-балльной шкале.
Некоторые эксперты обеспокоены тем, что этот эффект может не иметь клинического значения. В заявлении для Научного медиа-центра Роб Ховард, профессор психиатрии, сказал, что «ни один из опубликованных результатов, включая первичный результат, не достиг приемлемого уровня улучшения, чтобы представлять собой клинически значимый эффект лечения». Успех лечения леканемабом также измерялся количеством амилоида и тау-белка у пациентов, принимавших экспериментальный препарат, по сравнению с пациентами, получавшими инфузию плацебо. Результаты показали снижение содержания этих белков у пациентов, получавших леканемаб.
Действительно, уровни мозгового амилоида были снижены ниже порога, необходимого для положительного диагноза болезни Альцгеймера. Однако маркеры гибели клеток головного мозга не изменились, что указывает на то, что амилоид при болезни Альцгеймера является лишь одним механизмом в сложной картине болезни.
Фото: tass.ru
Примерно у каждого четвертого участника (26,6%) в группе лечения леканемабом наблюдался отек головного мозга или кровоизлияние в мозг (которое может быть, как незначительным, так и значительным). Медицинский новостной веб-сайт STAT сообщил, что мужчина умер от кровоизлияния в мозг после приема леканемаба, сославшись на возможное взаимодействие с его препаратом для разжижения крови.
Некоторое время спустя журнал Science сообщил о второй смерти подопытного пациента, также после лечения от инсульта. Однако разработчик препарата, компания Eisa, сообщила Science: «Вся доступная информация о безопасности указывает на то, что терапия леканемабом не связана с повышенным риском смерти в целом или по какой-либо конкретной причине». Тем не менее, учитывая возможность того, что пациенты могут принимать препарат до конца своей жизни, необходимы дополнительные исследования безопасности и взаимодействия с существующими лекарствами. Также важно выяснить, насколько длительными являются улучшения в когнитивных функциях, и продолжает ли препарат замедлять скорость снижения, или же результаты остаются на одном уровне или даже снижаются.
Следует отметить, что только пациенты, у которых был обнаружен достаточный уровень амилоида в головном мозге или спинномозговой жидкости, что требует ПЭТ-сканирования головного мозга или инвазивной люмбальной пункции, имели право участвовать в этом испытании фазы 3. В Великобритании болезнь Альцгеймера в настоящее время диагностируется с помощью беседы с врачом. Доктор Сьюзан Кольхас, директор по исследованиям Alzheimer's Research UK, говорит, что Национальная служба здравоохранения не готова к новой эре лечения деменции.
По нашим оценкам, если не произойдет радикальных изменений в том, как люди получают доступ к специализированным диагностическим тестам на болезнь Альцгеймера, только 2% людей, имеющих право на получение таких лекарств, как леканемаб, смогут получить к ним доступ.
Основываясь на предыдущих результатах, Eisai подала заявку в Управление по контролю за оборотом лекарственных средств США (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) за ускоренным одобрением своего препарата. Решение ожидается к 6 января 2023 года. Если регулирующий орган предоставит ускоренное одобрение, эти последние результаты, вероятно, поддержат заявку на полное одобрение.
Авторы:
Ричи Уильямсон, директор по исследованиям, адъюнкт-профессор терапии Брэдфордского университета;
Стюарт Диккенс, постдокторский научный сотрудник, Университет Брэдфорда.