Главная / В мире

Телескоп Уэбба запечатлел обширные пылевые кольца двойной звезды

Новое изображение, полученное космическим телескопом Джеймса Уэбба, демонстрирует замечательное космическое изображение: по меньшей мере 17 концентрических колец пыли, исходящих от пары звезд

Двойная звезда, известная как WR 140, находится на расстоянии более 5000 световых лет от Земли. Пекулярные кольца вокруг этой двойной системы были созданы сжатием звездных ветров по мере приближения звезд, сближающих их орбиты примерно раз в восемь лет. Когда они встречаются, газы между ними сжимаются, образуя пыль. Они простираются от двойной звезды на расстояние более десяти триллионов километров. По данным американского космического агентства НАСА, пылевые кольца показывают течение времени, подобно кольцам деревьев.

пылевые кольцаФото: NASA

Спектрометр телескопа Уэбба также выявил состав пыли — по мнению ученых, она состоит в основном из материала, выброшенного звездой Вольфа-Райе, которая могла уже потерять в этом процессе более половины своей первоначальной массы. Звезда Вольфа-Райе в этой системе является звездой О-типа, которая в начале своей жизни имела массу как минимум в 25 раз больше массы нашего Солнца. Но в настоящее время она приближается к концу своей звездной жизни и, вероятно, вскоре схлопнется, превратившись в черную дыру.

Звезды двойной системы WR 140 в несколько раз крупнее Солнца — одна из них имеет массу в тридцать раз больше нашей звезды, другая — примерно в десять раз. Оба космических тела сблизятся примерно на расстояние между Землей и Солнцем, то есть примерно на 150 миллионов километров. Уникальный рисунок колец вызван вытянутой орбитой меньшей из звезд.

«Мы наблюдаем образование пыли в этой системе уже более века», — сказал астроном Райан Лау, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy. «Предыдущие наблюдения WR140 показали наличие до трех колец. Удивительно видеть 17 из них в таком виде, это демонстрирует мощь телескопа Джеймса Уэбба», — добавляет соавтор исследования Оливия Джонс из Британского центра астрономии и технологий (UK ATC) в Эдинбурге.