Главная / В мире

Саботаж газопровода «Северный поток»: как могла быть совершена атака и почему Европа оказалась беззащитной

Что бы ни нанесло ущерб газопроводу «Северный поток» в Балтийском море, похоже, это первая крупная атака на критически важную подводную инфраструктуру в Европе

В настоящее время широко распространено мнение – не в последнюю очередь в НАТО – что взрывы, приведшие к серьезным утечкам в двух трубопроводах, не были вызваны авариями. Альянс заявляет, что это был преднамеренный акт саботажа. Атаки произошли в исключительных экономических зонах Дании и Швеции и демонстрируют риски, с которыми сталкиваются европейские подводные инфраструктуры. Это поднимает вопрос об уязвимости европейских трубопроводов, электрических и интернет-кабелей и другой морской инфраструктуры. Европе придется пересмотреть свою политику по их защите. Но до сих пор неясно, как осуществлялись теракты. На завершение расследования, вероятно, уйдут месяцы, но есть два вероятных сценария. Первый вариант заключается в том, что атаки могли быть проведены как подводная операция с использованием передовых технологий подводных лодок.

Фото: inbusiness.kz

Это означает, что мы смотрим на государство и его флот. Хотя атаки произошли за пределами территориальных вод членов НАТО Дании и Швеции, их можно было интерпретировать как акт войны. Второй сценарий — операция, начатая с частного надводного судна, такого как рыболовное судно, которое используется в качестве платформы для водолазов или подводных аппаратов для размещения взрывчатых веществ. При этом штурмовик скрывался в повседневном морском движении.

Этот сценарий указывает нам на так называемую тактику «серой зоны»: нападение группы, действующей косвенно в интересах государства. Тогда будет очень трудно проверить причастность любого правительства. Этот сценарий подразумевает, что нападение на «Северный поток», вероятно, было первой зарегистрированной активностью в «серой зоне» в европейском подводном море.

Тактика «серой зоны» на море широко не изучалась, но аналогичная тактика хорошо изучена в киберпространстве. В этой области обычно хакерская группа, действующая формально «независимо» от государственных органов, осуществляет атаку. Сравнение с кибермиром полезно, поскольку оно дает нам представление о том, почему морская сфера очень уязвима. Море больше похоже на киберпространство, чем кажется на первый взгляд.

Как и киберпространство, море заполнено очень сложным набором государственных и негосударственных субъектов и множеством пересекающихся юрисдикций. Это облегчает сокрытие и затрудняет отслеживание и выявление ответственных лиц. Правовые неясности также поднимают вопрос о том, как привлечь к ответственности виновных.

Фото: vm.ru

Нерегулируемое пространство

Как показывают наши исследования, подводное пространство — это океанское пространство, о котором часто забывают, но которое становится все более важным. Трубопроводы обеспечивают поступление газа и нефти. Электрические кабели в Европе и Средиземноморье являются ключом к зеленой энергетической революции. Подводные кабели передачи данных передают 95% данных и обеспечивают цифровую связь. Тем не менее, в Европе нет политики, которая предусматривала бы наблюдение и защиту этой подводной инфраструктуры. Европа практически подводно слепа.

Три агентства Европейского союза — Европейское агентство по безопасности на море (EMSA), Европейское агентство по контролю за рыболовством (EFCA) и Европейское агентство пограничной и береговой охраны (Frontex) — занимаются проблемами поверхности океана. Но ни у кого из них нет мандата смотреть под водой. Однако эти три агентства используют жесткую схему наблюдения за морской деятельностью, известную как Общая среда обмена информацией.

Первым шагом к усилению защиты подводной инфраструктуры является использование этой платформы для систематического наблюдения за подозрительной деятельностью на поверхности в непосредственной близости от инфраструктуры и для координации патрулирования. Это поможет сдержать преступников и предотвратить сценарий серой зоны в будущем.

Глаз в море

Мониторинг подводной деятельности — более сложное и дорогостоящее дело. Морское дно — это огромное пространство, а кабели и трубопроводы протянулись на тысячи километров. Европейское оборонное агентство реализует ряд проектов по улучшению наблюдения за водой. Однако, как мы показали в недавнем отчете Европейскому парламенту, не только технологический прогресс является путем к большей устойчивости. Военно-морским силам и береговой охране необходимо развивать более тесное сотрудничество с частным сектором, который эксплуатирует и обслуживает подводную инфраструктуру.

Фото: gazeta.uz

Промышленность хранит важные данные, которые необходимы для обеспечения быстрого реагирования на любые будущие атаки. ЕС должен сыграть важную роль в обеспечении такого сотрудничества через свои агентства. Он также должен обеспечить наличие у промышленности достаточных возможностей для ремонта кабелей и трубопроводов.

Все это требует четкой подводной политики ЕС и наделения его агентств полномочиями вносить свой вклад в защиту критической морской инфраструктуры. Текущая разработка новой Стратегии морской безопасности Европейского союза является окном возможностей.

Целью стратегии, инициированной в 2022 году, является определение направления и обеспечение координации между институтами ЕС и агентствами государств-членов, занимающимися морскими вопросами. Ожидается, что стратегия будет принята к 2023 году. Она должна касаться подводной среды и определять, как можно лучше защитить подводную инфраструктуру.

Автор: Кристиан Бюгер, профессор международных отношений Копенгагенского университета