Главная / В мире

Палеонтологический сюрприз: ученые обнаружили в Китае яйца динозавров мелового периода

Палеонтологам удалось обнаружить яйца динозавров мелового периода в китайской провинции Аньхой. Это первая находка мезозойских динозавров в этом районе

Большая часть того, что мы знаем о мезозойских динозаврах, получена из обнаруженных ископаемых костей или зубов. Лишь изредка можно найти другие останки, такие как окаменелые следы или яйца. Часто бывает так, что ученые понятия не имеют, что это за динозавр, а найденным яйцам присваивают отдельное профессиональное название. В этом случае они включаются в своеобразную таксономию яиц динозавров, включающую «виды», «оороды», а также «оочеледи» (оовиды, оороды, оосемейства).

Фото: Wikimedia Commons

Китайские палеонтологи недавно сделали уникальное открытие в этом направлении. В долине Цяньшань, в восточной китайской провинции Аньхой, обнаружили три яйца динозавров мелового периода, которые имеют необычную, почти сферическую форму. Яйца с маркировкой QS-01 и QS-02 имеют размеры 10,5 х 9,9 см и 13,7 х 13,4 см соответственно. Третье яйцо было потеряно. Яйцо QS-01 неполное, его полость заполнена кристаллами кальцита.

Таксономия яиц

Исследователи поместили обнаруженные яйца в семейство Stalicoolithidae и описали их как новый вид Shixingoolithus qianshanensis. Они несколько крупнее известных до сих пор яиц этого семейства оофамейлов. Яйца в этой «таксономии» классифицируются исключительно в соответствии с их морфологией, и это не обязательно означает, что динозавры, откладывавшие эти яйца, были связаны друг с другом.

Фото: Journal of Paleogeography

Ряд окаменелостей уже был обнаружен в районе Цяньшань, где есть слои высшего класса и древнейшего третичного периода, но динозавров пока нет. Круглые яйца на самом деле представляют собой первое осязаемое свидетельство мезозойских динозавров в этом районе. Палеонтологи настроены оптимистично и верят в более интересные находки. Геологическая формация верхнего мела имеет толщину почти 900 метров в этом районе и может содержать значительное количество интересных окаменелостей.