После недавней массовой стрельбы в школе в Увалде, штат Техас, где 19 учеников и два учителя были убиты 18-летним юношей, вооруженным автоматом, сравнение с учетом того, как США сравнивается с другими странами по детской смертности, вызванной оружием, является неотразимым
Как указала независимая некоммерческая американская организация Children's Defense Fund, насилие с применением огнестрельного оружия в настоящее время является основной причиной смерти детей в США. В нем сообщалось, что в день происходит девять убийств детей со смертельным исходом, то есть одно убийство каждые два часа и тридцать шесть минут. Меньшая часть этих убийств связана со школьными или массовыми расстрелами, большинство – это убийства отдельных детей, связанные с обычными преступлениями и групповым насилием, и в подавляющем большинстве случаев они приводят к гибели афроамериканцев и детей из числа меньшинств.
Фото: https://smotrim.ru/
США выделяются среди стран с высоким уровнем дохода. Согласно анализу, недавно опубликованному в Медицинском журнале Новой Англии, число детей, убитых огнестрельным оружием, в США в 36,5 раз выше, чем во многих других странах с высоким уровнем дохода, включая Австрию, Австралию, Швецию, Англию и Уэльс. Международные исследования последних лет также убедительно доказали, что более высокий уровень владения оружием тесно связан с более высоким уровнем насилия с применением огнестрельного оружия.
Аудит, проведенный демократической политической и исследовательской организацией «Центр американского прогресса» всех 50 штатов США, выявил тесную связь между штатами с самыми жесткими законами об оружии и штатами с самым низким уровнем преступности с применением огнестрельного оружия. Между тем, международные исследования сравнивали национальные законы об оружии, уровень владения огнестрельным оружием и уровень насилия с применением огнестрельного оружия. Результаты поразительны, как показано на графике ниже:
Интересно, что европейские общества, которые приближаются к показателям владения оружием в США, с точки зрения числа владельцев оружия на 100 человек (но с охотничьими ружьями и дробовиками, а не с пистолетами), такие как Финляндия и Норвегия, являются одними из самых безопасных обществ в мире в отношении насилия с применением оружия.
Исследователи говорят о «цивилизованных» и «децивилизованных» культурах обращения с оружием, культурах, в которых владение оружием ассоциируется с традиционными ценностями уважения и ответственности, и других, где доступность оружия в значительной степени расширяет возможности преступно настроенных и нестабильных, усугубляя насилие и хаос. Высокий уровень социальной сплоченности, низкий уровень преступности и высокий во всем мире уровень доверия к полиции и социальным институтам, по-видимому, действительно снижают уровень убийств с применением огнестрельного оружия.
Однако обратная сторона этого вывода заключается в том, что в странах с высоким уровнем владения оружием, включая Финляндию, Швецию и Швейцарию, уровень самоубийств с использованием оружия значительно выше. В Великобритании и Японии, с одними из самых жестких законов об оружии в мире, всегда регистрируются самые низкие показатели убийств с применением огнестрельного оружия, главным образом благодаря их виртуальному запрету на использование пистолетов, являющихся излюбленным оружием преступников. Напротив, число погибших в недавних массовых расстрелах в США было значительно увеличено из-за того, что преступники использовали штурмовые винтовки с их большими магазинами и скорострельностью.
В результате нового международного внимания к исследованиям в области контроля над огнестрельным оружием (было время, когда единственное академическое исследование огнестрельного оружия проводилось в США, и большая его часть финансировалась, прямо или косвенно, влиятельной американской лоббистской группой National Rifle) более широкие вопросы оказались в центре внимания. Исследователи стали меньше сосредотачиваться на оружии как на независимой переменной и вместо этого начали обращаться к контексту и различным культурам использования оружия. Они также начали признавать, как всегда знали криминалисты, что введение новых законов редко что-то меняет само по себе — правонарушители нарушают законы.
Фото: https://www.kp.ru/online
Исследователи оружия теперь все больше внимания уделяют более широким «режимам контроля над оружием», которые играют большую роль в повышении или снижении уровня насилия с применением огнестрельного оружия. Эти режимы включают системы охраны правопорядка и уголовного правосудия, системы политической подотчетности, сети социального обеспечения, всестороннее образование и культуру доверия. И, как показывает приведенная выше диаграмма, хотя США считаются самой исключительной культурой оружия среди богатых демократических стран, с точки зрения уровня смертности они уступают многим другим более бедным и более конфликтным обществам, таким как Южная Африка, Ямайка и Гондурас.
Попытки в США противостоять стрельбе, но не ограничивая владение оружием в последние годы, включают усиление слежки, особенно в школах, где ученики, родители и учителя являются частью сети, следящей за коллегами и учениками. Они ищут признаки беды и способны бить тревогу. Что еще более амбициозно, проект «Насилие» стремился составить профили доказательств, изучая то, что мы уже знаем о буйных убийцах, и пытаясь предсказать, где их поведение, действия в социальных сетях и высказывания могут вызвать тревогу.
Тем не менее, в настоящее время есть неоспоримые доказательства того, что большее количество оружия в данной стране напрямую приводит к большему количеству насилия с применением огнестрельного оружия. Примечательно, что немедленная реакция на массовое убийство в школе в Ульваде, как правило, сосредоточивалась на узких вопросах школьной безопасности и очевидной задержке вмешательства полиции, а не на многих основных факторах, которые делают США таким сравнительно опасным местом для детей.
Автор: Питер Сквайрс, профессор криминологии и государственной политики Брайтонского университета