К тому времени, когда правительство Имрана Хана пало в конце марта 2022 года, оно продемонстрировало ужасный послужной список невыполненных обещаний, особенно в отношении крайне необходимых реформ для решения проблем коррупции в полиции и внесудебных казней
Партия Хана, Пакистан Техрик-и-Инсааф (PTI), имела комплексную программу изменения методов работы полиции, обещая устранить «политическое влияние на полицейскую деятельность во всех вопросах», включая вербовку и перевод офицеров в политических целях. К сожалению, партия Хана добилась не лучших результатов в реформе полиции, чем ее предшественники. Теперь перед новым правительством Пакистана во главе с премьер-министром Шехбазом Шарифом стоит эта же задача.
Фото: https://ria.ru/
Со сменой правительства в Пакистане политические лидеры должны уделить первоочередное внимание реформированию полиции страны, применяя локальные подходы, ограничивая политическое вмешательство и устраняя причины коррупции и злоупотреблений. Как показали исследования, пакистанские граждане часто боятся полиции, а те, у кого нет нужных связей, рискуют попасть под шантаж и взятки во время общения с офицерами.
Несмотря на антикоррупционную риторику Хана, PTI мало что сделала для борьбы с коррупцией в полиции. Сообщается, что даже полиция в Хайбер-Пахтунхве, провинции, где полицейские реформы часто превозносятся как история успеха, попала под следствие по обвинению в хищении денежных средств. Позже офицеры были оправданы. Между тем, только в городе Карачи за первые четыре месяца 2022 года в полицейских «стычках» было убито не менее 27 человек.
Исследование, проведенное в Лахоре, штат Пенджаб, для Британского журнала криминологии, показало, что коррупция и недостаточная эффективность подрывают общественное доверие к полиции, поскольку сотрудники считаются «хронически коррумпированными, неэффективными, плохо оснащенными и лояльными к властным элитам». Несмотря на то, что эта работа была проведена в 2014 году, вопросы остались прежними.
Эта институциональная динамика также способствовала обычным случаям злоупотреблений со стороны полиции, включая печально известную практику «встречных убийств» или внесудебных казней, которые инсценируются как перестрелки между офицерами и преступниками.
В федеральной столице Исламабаде убийство 21-летнего гражданского лица Усамы Сатти полицейскими из антитеррористического отряда в 2021 году является еще одним примером безрассудства пакистанской полиции. В сообщениях о происшествии утверждалось, что полиция намеренно убила молодого человека за то, что он не остановил свою машину. Позже были арестованы пятеро офицеров. Они были сняты со службы и теперь предстают перед судом.
Фото: https://regnum.ru/
Многие из этих институциональных и структурных проблем коренятся в колониальном наследии пакистанской полиции и правовой базе, такой как Закон о полиции 1861 года, который до сих пор применяется в южных провинциях Синд и Белуджистан. Даже там, где это было заменено новым законодательством, Полицейским приказом 2002 г., широко разрекламированным результатом усилий по реформе, осуществленных при военном режиме Первеза Мушаррафа (президент 2001-2008 гг.), структура реализуется посредством поправок в Пенджабе и Хайбер-Пахтунхва, которые разбавили суть первоначального заказа.
При этом призывы законодательства усилить общественную подотчетность и уменьшить политический контроль над полицией остались в основном без внимания из-за отсутствия политической воли. Политизация полицейской деятельности обычно связана с влиянием политиков и их элитных союзников на внутренние дела и работу полиции. О неспособности PTI отойти от такой политизации наиболее ярко свидетельствует тот факт, что в течение первых трех лет ее правления правительство семь раз меняло начальников провинциальных полицейских в Пенджабе.
Политика, стоящая за перестановкой ключевых бюрократов, стала ясной, когда, столкнувшись с вотумом недоверия, Хан попытался снова сменить администраторов полиции в Пенджабе после того, как они якобы отказались выполнять приказы, чтобы незаконно помешать членам оппозиционных партий голосовать против Хана. Это утверждение было опровергнуто членами PTI. Но вмешательство якобы инициировано не только политическими лидерами, но и могущественным военным истеблишментом Пакистана. В 2020 году похищение начальника полиции Синда военизированными формированиями и сотрудниками разведки обнажило растущее влияние истеблишмента на работу гражданской полиции.
В нем также подчеркивается политическая роль Синдских рейнджеров, военизированных формирований, дислоцированных в провинции в течение трех десятилетий и обеспечивающих охрану правопорядка, играющих центральную роль в операциях по обеспечению безопасности против внутренних террористов. Мое собственное исследование показывает, что такой двойной полицейский механизм создает конкуренцию и конфронтацию между военизированными формированиями и полицией, потенциально ставя под угрозу легитимность последней.
Фото: https://ria.ru/
Пакистан является многоэтническим, многоязычным обществом. Каждая полицейская юрисдикция, сельская или городская, имеет различную динамику и демографию, которые влияют на местную политику и социальные отношения. Будущие реформы должны учитывать такое разнообразие и различия и избегать универсальной формулы для обеспечения реализации и устойчивости усилий по реформированию.
Усилия по реформе также должны заручиться поддержкой рядовых офицеров. Предыдущие усилия, как правило, включали старших и отставных полицейских и бюрократов, которые принадлежат к элитному кадру офицеров, набранных на федеральном уровне, а не рядовых, которые набираются, обучаются и направляются на местном и провинциальном уровне. Эти младшие офицеры создают свод знаний о полицейской деятельности, который используется недостаточно.
Наконец, хотя общественная безопасность является ключом к поддержанию легитимности полиции, не следует пренебрегать удовлетворенностью и безопасностью сотрудников полиции. Ключевые усовершенствования в бюджете полиции, оборудовании и заработной плате могут повысить производительность, безопасность и благополучие сотрудников полиции, а также укрепить их финансовую безопасность и снизить стимулы к участию в мелкой коррупции и поиску политического покровительства.
Эти институциональные и структурные усовершенствования могли бы повысить эффективность моделей реформирования общественной полиции, которые, согласно последним исследованиям, до сих пор не были реализованы в Пакистане.
Автор: Зоха Васим, доцент кафедры криминологии факультета социологии Уорикского университета