Метеорологическое бюро Великобритании выпустило два красных предупреждения о погоде за несколько месяцев из-за сильного ветра. Это самые высокие уровни угрозы, которые могут объявить метеорологи, и это первые красные предупреждения только о ветре, которые выпущены после шторма Гертруда в 2016 году. Так что же стоит за недавней волной опасных ураганов в Великобритании? И станут ли эти события более частыми в будущем?
Шторм Арвен в конце ноября 2021 года вызвал опустошение в Шотландии, северной Англии и некоторых частях Уэльса. Ветер со скоростью 100 миль в час убил трех человек, вырвал деревья и оставил 9000 человек без электричества более чем на неделю при низких температурах. Разрушения, вызванные Арвен, все еще очевидны в некоторых районах, а на момент написания статьи идет очистка от шторма Дадли, обрушившегося на восточную Англию в среду, 16 февраля.
Фото: https://www.russianireland.com/
Сейчас Великобритании грозит шторм Юнис, и его порывы достигают 122 миль в час. Юнис имеет поразительное сходство с «Великой бурей» 1987 года, которая вызвала ураганный ветер и унесла жизни 22 человек в Великобритании и Франции в октябре того же года. Прогнозируется, что оба будут содержать «жалящую струю»: небольшой узкий воздушный поток, который может образовываться внутри шторма и вызывать сильные ветры на площади менее 100 км.
Струи Стинга, которые были впервые обнаружены в 2003 году и, вероятно, возникли во время Великой бури и Шторма Арвен, могут длиться от одного до 12 часов. Их трудно прогнозировать, и они относительно редки, но делают штормы более опасными. Эти явления возникают в определенном типе внетропических циклонов — вращающейся ветровой системе, формирующейся за пределами тропиков. Эти воздушные потоки формируются на высоте около 5 км над поверхностью Земли, а затем опускаются на юго-западную сторону циклона, близко к его центру, ускоряясь при этом и увлекая с собой быстро движущийся воздух из верхних слоев атмосферы.
Когда образуются «жалящие струи», они могут создавать на земле гораздо более высокие скорости ветра, чем можно было бы предсказать, изучая градиенты давления только в ядре шторма. Метеорологи все еще работают над тем, чтобы понять их природу, но они, вероятно, окажут значительное влияние на погоду в Великобритании в условиях потепления климата.
В 1987 году модели, используемые для прогнозов погоды, были неспособны представить струи жала, но усовершенствования означают, что синоптики предсказывали шторм Юнис еще до того, как он начал формироваться в Атлантике. За последнее десятилетие команда из Университета Ньюкасла тесно сотрудничала с коллегами из Метеорологического бюро Великобритании, чтобы разработать новые климатические модели с высоким разрешением, которые могут имитировать струи жала, а также град и молнии, чтобы показать, как экстремальные погодные явления могут измениться в потепление климата.
Мы уже знаем, что по мере того, как мир нагревается, ливни усиливаются. Причина проста: более теплый воздух может удерживать больше влаги. В Великобритании был самый дождливый день за всю историю наблюдений в 2020 году, вероятность которого уже в 2,5 раза выше из-за выбросов парниковых газов. Новые климатические модели высокого разрешения нашей исследовательской группы предсказывают большее увеличение зимних осадков, чем стандартные глобальные климатические модели, из-за значительного увеличения количества осадков в результате гроз зимой.
Фото: https://profile.ru/
Мы менее уверены в том, как изменится характер экстремальных ураганов, таких как Юнис, поскольку соответствующие процессы намного сложнее. Недавняя группа зимних ураганов в Великобритании связана с особенно сильным полярным вихрем, создающим низкое давление в Арктике, и более быстрым реактивным потоком — ядром очень сильного ветра высоко в атмосфере, который может распространяться через Атлантику — вызывая более штормовые и очень сильные ураганы.
Более сильный реактивный поток делает штормы более сильными, а его ориентация примерно определяет траекторию шторма и его воздействие. Некоторые аспекты изменения климата усиливают струйное течение, что приводит к увеличению количества ураганов. Другие аспекты, такие как более высокая скорость потепления над полюсами по сравнению с экватором, могут ослабить его и западный поток ветра в сторону Великобритании. Наши модели с высоким разрешением предсказывают более интенсивные ураганы по мере ускорения изменения климата, причем большая часть этого увеличения приходится на штормы, которые вызывают жалящие струи.
Прогнозы глобальных климатических моделей неопределенны и предполагают лишь небольшое увеличение числа экстремальных циклонов. Но эти модели не могут представить струи жала и плохо моделируют процессы, вызывающие образование штормов. В результате эти модели недооценивают будущие изменения интенсивности шторма. Однако использование климатических моделей с высоким разрешением, которые могут представлять важные процессы, такие как струи жала, наряду с информацией из глобальных моделей о том, как могут измениться крупномасштабные условия, могло бы дать более точную картину. Но Великобритания делает недостаточно, чтобы подготовиться к уже предсказанным все более суровым экстремальным погодным условиям.
У человечества есть выбор, насколько теплее станет мир, в зависимости от скорости, с которой мы сокращаем выбросы парниковых газов. В то время как дополнительные исследования подтвердят, будут ли более сильные ураганы обрушиваться в будущем, мы уверены, что зимние штормы вызовут более сильные ливни, больше дождей и наводнений, когда они действительно произойдут.
Авторы:
Хейли Дж. Фаулер, профессор воздействия изменения климата, Ньюкаслский университет;
Колин Мэннинг, постдокторский научный сотрудник в области климатологии, Ньюкаслский университет.