Главная / В мире

Худший год в истории человечества: извержение вулкана вызвало глобальную катастрофу

Постоянно затененное солнце, холода, летний снег и чума. По мнению ученых, описанные ингредиенты относятся к худшему периоду в истории человечества, который начался в 536 году. Почему это было так ужасно? А что вызвало кризис планетарных масштабов?

Летом 536 г. шел снег, урожай был скудным, а голодающее население страдало от чумы. Жители Средиземноморья, страдающие от голода и холода, стали легкой жертвой бубонной чумы. Болезнь унесла жизни десятков миллионов человек.

Фото: https://www.dictio.id/

Когда мы говорим «худший год в истории человечества», большинство из нас в настоящее время думает о пандемическом кризисе. Однако ученые утверждают, что 2020 год был слабой выдумкой по сравнению с прошлым: он далек от ужасов 1918 года, когда испанский грипп унес жизни нескольких сотен миллионов человек в Европе; или в 1346 году, когда старый континент был охвачен Черной смертью и забрал до трети европейцев. Однако даже эти пугающие данные нельзя назвать худшими в истории. Мнимым «победителем» стал бы в остальном незаметный 536 год – с него начались глобальные катастрофические события, от которых планета оправилась лишь в следующем столетии.

Зима летом

«В течение года солнце сияло своим светом без тепла, как луна», – рассказывал византийский ученый Прокопий из Кайсареи в 536 году. Он был не единственным, кто увековечил в своих произведениях странное изменение, касающееся нашей дневной звезды. Например, примерно 500 лет спустя историк Майкл Сириан описал Солнце 536 года как слабое и спорадическое. Кроме того, по его словам, период тьмы длился ровно восемнадцать месяцев. В то время люди, по-видимому, истолковали странный «туман», препятствовавший проникновению солнечных лучей, как наказание Бога или первый знак конца света. И они были не так уж далеки от истины.

В результате тех событий средняя температура летом 536 г. понизилась на 1,5–2,5 °C. Зима и темнота вызвали волну неурожая, что привело к повсеместному голоду. В то же время более светлое будущее оставалось туманным, поскольку темнота не утихала, а холода сохранялись в последующие годы. Таким образом, в 541 году недоедающие жители Средиземноморья были легко поражены чумой.

В лапах чумы

Заболевание, вызываемое бактерией Yersinia pestis и передаваемое блохами, буквально атаковало ослабленную популяцию людей. Даже метрополия Римской империи, Константинополь, не смогла противостоять чуме. Тела лежали на улицах и распространяли болезнь. В то время император Юстиниан I приказал здоровым и способным вывозить жертв за город, тем самым нечаянно помогая чуме. Некоторые историки утверждают, что военные кампании также сыграли роль в передаче болезни, поскольку зараженные блохами мыши путешествовали вместе с военными. Чума, к которой в конечном итоге прижилось прилагательное Юстиниан, унесла до пятидесяти миллионов жизней и значительно ускорила окончательный упадок Римской империи.

В то же время ситуация не достигла апокалиптических масштабов только в Средиземноморье. В китайских хрониках можно прочитать, что в 536 г. с неба упал желтоватый пепел в количестве, которое можно было собрать. Тогда лето перешло в зиму, урожай повредили заморозки, а в августе даже выпал снег. Бедствие вызвало ужасный голод, а город Синьчжу, например, по сообщениям, потерял до четырех пятых населения.

Фото: https://aleks1966.livejournal.com/

Сначала наводнения, затем засуха

Не обошли стороной и хорианцы 536 года: перуанская культура Мочика была одной из самых мощных в Южной Америке в начале VI века. Они занимались рыболовством и сельским хозяйством, которое процветало благодаря отличной ирригационной системе. Гибель их империи еще не выяснена полностью, но, согласно ряду теорий, за этим стоял климат.

Затем сильные продолжительные дожди вызвали сильные наводнения, которые повредили ирригационную систему. После дождей наступил период засухи, и «климатический террор» в конечном итоге привел к голоду. Хотя есть свидетельства того, что местные государства выжили, их структура предполагает, что они возникли не в мирное время. Напротив, вполне вероятно, что из-за изменения климата и растущего голода шла борьба за природные ресурсы, которая постепенно разрушала общество Мочика.

В память в деревьях

Описанные изменения, должно быть, были вызваны стихийным бедствием огромных масштабов, но ученые начали находить доказательства этого только на основе изучения деревьев. Майк Бэйли датирует годичные кольца и, например, обнаружил на стволе старого ирландского дуба, что его рост в 536 г. резко замедлился. Свидетельства подобного явления затем были обнаружены на древесных породах Сибири и Америки. Он связал это изменение с климатом и попытался объяснить его ударом метеорита, выбросившего в атмосферу так много пыли, что они затмили солнце.

Однако больше экспертов склоняются к теории, что древняя катастрофа была вызвана извержением вулкана. Решение загадки предлагало исследование ледников в 2015 году: в них могут сохраняться частицы, выпавшие из воздуха после извержения вулкана. И поэтому исследователи могут «читать» историю нашей планеты по аккуратно вырезанным ледяным цилиндрам. Группа геологов во главе с Майклом Сиглом из Бернского университета пришла к выводу, благодаря свидетельствам льда и годовым аномалиям, что каждому необычно холодному лету за последние 2500 лет предшествовало мощное извержение вулкана – что и случилось в 536 году. Кроме того, похолодание, которое впоследствии косвенно способствовало распространению чумы, было продлено второй вспышкой, по всей видимости, в 540 году.

Ледяные волосы

Историк Майкл Маккормик объединил свои усилия с Полом Мэйевски, изучающим ледники в Университете штата Мэн, и их команда попыталась выяснить, какой вулкан вошел в 536 году в Черные хроники. Они воспользовались помощью материала, пробуренного на швейцарском леднике Колле Гнифетти: 72-метровый цилиндр несет в себе остатки вулканической активности за последние две тысячи лет. Кроме того, для его исследования был использован новый точный метод, при котором диски шириной всего в несколько десятков микрометров вырезаются лазером из льда, что соответствует толщине волос. Описанные срезы представляют собой период в несколько дней или недель, и каждый тщательно анализируется на предмет наличия более десяти ключевых элементов. Наконец, ученые могут с точностью определить, когда над ледником проносились штормы, облака вулканической пыли или загрязнение воздуха в результате деятельности человека.

Фото: https://www.1obl.ru/

Геолог Лаура Хартман обнаружила во льду две микроскопические частицы вулканического стекла, соответствующие весне 536 года. После последующего определения их химического состава выяснилось, что аналогичный материал также встречался в европейских водах и во время ледовой войны в Гренландии. По структуре находка напоминала исландскую вулканическую породу. Для Дэвида Лоу из Университета Вайкато это явное свидетельство того, что планетарная катастрофа была вызвана исландским вулканом. Однако другие исследователи все еще рассматривают возможность извержения одного из вулканов Северной Америки.

Одного вулкана мало

В любом случае ветер в 536 году был достаточно сильным, чтобы разнести гигантские облака пыли и пепла над Европой, а затем над Азией, вызвав период темноты и климатических аномалий. Кроме того, извержение не было действительно одно: исследования также показали, что подобный случай произошел между годами 540 и 541, за которым следует падение температуры еще на 1,4-2,7 °С.

Мы не знаем точно, как продолжались последствия стихийных бедствий, но анализ швейцарского льда снова предлагает помощь: образцы, датируемые 640 годом, указывают на рост загрязнения воздуха, содержащего этилированный бензин. В средние века его рост был вызван добычей серебра, которое получали из горных пород, часто содержащих высокую долю свинца. Таким образом, драгоценный металл, видимо, помог избавиться от чумы и холода в том году.

Серебро над золотом

В течение следующих двух десятилетий добыча росла, а уровень загрязнения достиг пика около 660 года. По словам археолога Кристофера Лавлака из Ноттингемского университета, загрязнение предполагает, среди прочего, что золота в Европе после катастрофы было мало, а серебро в значительной степени заменило его и широко использовалось как валюта.

Таким образом, худший год в истории, скорее всего, был вызван извержением вулкана, которое сопровождалось изменением климата и другими сопутствующими катастрофами. Вместе они создали предпосылки для эпохи самого резкого похолодания, которое ученые видели за последние два тысячелетия в северном полушарии.