Главная / В мире

Эволюция против отходов: микробы по всей планете эволюционируют, чтобы разлагать пластик

Александр Алексеенко - 23.12.21 (обновлено 23.12.21)

Шведское исследование ДНК показало, что микробы, способные разлагать пластиковые отходы, уже существуют во многих местах. Так, согласно исследованиям ученых из Швеции, в природе существует не менее 30 000 ферментов, способных расщеплять любой из десяти типов обычных пластиков

Планета Земля стремительно заполняется пластиковыми отходами. Будь то микропластик или более крупные куски пластика, которые проникают во все возможные среды, включая очень удаленные места. Благодаря своей стойкости они могли оставаться там очень долго. Но микроорганизмы, похоже, не собираются просто принимать во внимание эту тенденцию.

Фото: https://fishretail.ru/

Пластмассы являются потенциально интересным источником средств к существованию, если микроорганизмы могут их разлагать и утилизировать. В последние годы был обнаружен ряд микробов, которые оснащены более или менее эффективными ферментами, с помощью которых они могут разрушать различные типы пластмасс. Мы могли бы использовать эти бактерии и их ферменты, чтобы бороться с потоком пластика, который мы постоянно производим и выбрасываем.

Исследования ДНК в окружающей среде

Шведская группа специалистов из Технического университета Чалмерса в Гетеборге недавно выяснила, насколько распространены такие микроорганизмы сегодня в окружающей среде. Руководитель группы Алексей Зеленняк и его коллеги проанализировали ряд образцов ДНК окружающей среды из сотен морских и наземных объектов по всему миру. Исследователи искали последовательности ферментов, которые должны иметь способность разрушать пластик.

Их исследование выявило в общей сложности около 30 000 таких ферментов, что, безусловно, является приличным числом, способным разрушать любой из 10 типов обычных пластиков. Во многих случаях было показано, что высокая концентрация таких ферментов в окружающей среде соответствует территориям со значительным загрязнением пластиковыми отходами. Это касается, например, Средиземного моря или Тихого океана.

На данный момент мы все еще очень мало знаем о бактериальных ферментах, расщепляющих пластик. Но, как оказалось, микробы не ждут, пока мы что-нибудь сделаем с пластиком. Их эволюция все еще продолжается и пытается адаптироваться к текущей ситуации. Для нас это хорошая новость как минимум по двум причинам. Планета в какой-то мере сама справится с пластиком, хотя, конечно, полагаться на него нехорошо. В то же время эти бактериальные ферменты могут вдохновить нас на разработку новых методов переработки пластиковых отходов.