В сентябре 2021 года мировые цены на продукты питания выросли почти на 33% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это согласно ежемесячному индексу цен на продовольствие Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), который также обнаружил, что мировые цены выросли более чем на 3% с июля, достигнув уровней, невиданных с 2011 года
Индекс цен на продовольствие предназначен для того, чтобы фиксировать совокупный результат изменений ряда продовольственных товаров, включая растительные масла, крупы, мясо и сахар, и сравнивать их от месяца к месяцу. Он преобразует фактические цены в индекс относительно среднего уровня цен из года в год. Это стандартный источник для отслеживания цен на продукты питания – так называемых номинальных цен, что означает, что они не скорректированы с учетом инфляции.
Фото: https://yamal-media.ru/
В то время как номинальные цены показывают нам денежную стоимость покупки продуктов питания на рынке, цены с поправкой на инфляцию (то, что экономисты называют «реальными» ценами) гораздо более актуальны для продовольственной безопасности – насколько легко люди могут получить доступ к надлежащему питанию. Цены на все товары и услуги имеют тенденцию расти быстрее, чем средний доход (хотя и не всегда). Инфляция означает, что покупатели не только должны платить больше за единицу продуктов питания (из-за повышения их номинальной цены), но и имеют пропорционально меньше денег, чтобы тратить на них, учитывая параллельный рост цен на все остальное, кроме их заработной платы и других доходов.
Еще в августе эксперты проанализировали индекс цен на продовольствие ФАО с поправкой на инфляцию и обнаружили, что реальные мировые цены на продовольствие были фактически выше, чем в 2011 году, когда продовольственные бунты способствовали свержению правительств Ливии и Египта. Исходя из реальных цен, в настоящее время покупать продукты на международном рынке труднее, чем почти каждый второй год с тех пор, как ООН начала вести учет в 1961 году. Единственным исключением являются 1974 и 1975 годы. Эти пики цен на продукты питания произошли после резкого скачка цен на нефть в 1973 году, что привело к быстрой инфляции во многих сферах мировой экономики, включая производство и распределение продуктов питания. Так что же сейчас толкает цены на продукты питания до исторического уровня?
Драйверы средних мировых цен на продукты питания всегда сложны. Цены на различные товары растут и падают в зависимости от универсальных факторов, а также факторов, специфичных для каждого товара и региона. Например, рост цен на нефть, начавшийся в апреле 2020 года, повлиял на цены на все продовольственные товары в индексе ФАО, увеличив затраты на производство и транспортировку продуктов питания. Нехватка рабочей силы в результате COVID пандемии уже снизила доступность рабочих для выращивания, сбора урожая, процесса распределения продовольствия.
Реальные средние цены на продукты питания фактически увеличивались с 2000 года, обращая вспять предыдущую тенденцию к неуклонному снижению с начала 1960-х годов. Несмотря на глобальные усилия, которые частично соответствовали целям, установленным как в Декларации тысячелетия ООН, так и в последующих Целях устойчивого развития по сокращению голода, цены на продукты питания постоянно делали их менее доступными. Ни один товар не был постоянно ответственным за средний рост реальных цен с 2000 года. Но индекс цен на пищевые масличные культуры значительно вырос с марта 2020 года, главным образом за счет роста цен на растительные масла на 16,9% в период с 2019 по 2020 год. Согласно отчетам ФАО по урожаю, это произошло из-за растущего спроса на биодизельное топливо и неблагоприятных погодных условий.
Другая категория продуктов питания, больше всего увеличивающая общий рост цен на продовольствие – это сахар. И здесь неблагоприятная погода, в том числе мороз в Бразилии, привела к сокращению предложения и завышению цен. Зерновые в меньшей степени повлияли на общий рост цен, но их доступность во всем мире особенно важна для продовольственной безопасности. Пшеница, ячмень, кукуруза, сорго и рис составляют не менее 50% мирового питания и до 80% в беднейших странах. Глобальные буферные запасы этих культур сокращаются с 2017 года, поскольку спрос превышает предложение. Сокращение количества магазинов помогло стабилизировать мировые рынки, но с 2019 года цены резко выросли.
Фото: https://rg.ru/
Опять же, причины индивидуальных колебаний сложны. Но то, что заслуживает внимания – это то, сколько раз с 2000 года ФАО сообщала о том, что «непредсказуемая» и «неблагоприятная погода» вызвала «снижение ожиданий урожая», «урожай из-за неблагоприятных погодных условий» и «снижение производства». Европейцы могут беспокоиться о ценах на макароны, поскольку засуха в Канаде сокращает урожай пшеницы. Но по мере того, как реальный индекс цен на зерновые приближается к уровням, которые привели к росту беспорядков из-за цен на хлеб до всеобщих восстаний в 2011 году, существует острая необходимость подумать о том, как общины в менее богатых регионах могут выдержать эти стрессы и избежать беспорядков.
Наши технологические возможности и социально-экономическая организация не могут успешно справляться с непредсказуемой и неблагоприятной погодой. Сейчас было бы хорошее время представить себе продовольствие в мире, где потепление более чем на 2 °C – результат, который сейчас считается все более вероятным, согласно последнему докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Без радикальных изменений климатическая нестабильность продолжит сокращать международный доступ к импортируемым продуктам питания, что значительно превосходит любые исторические прецеденты. Более высокие цены снизят продовольственную безопасность, и если существует один твердый закон социальных наук, то голодные люди принимают радикальные меры для обеспечения своих средств к существованию – особенно в тех случаях, когда лидеры считаются потерпевшими неудачу.