Главная / В мире

Массовые протесты на Кубе: влияние COVID и экономических санкций

Александр Алексеенко - 16.07.21 (обновлено 16.07.21)

Куба недавно была расколота тем, что BBC назвала «крупнейшими протестами за последние десятилетия». В основном это спонтанные проявления гнева по поводу трудностей, с которыми сталкиваются многие люди, обвиняющие правительство страны в серьезном спаде экономики. Только в прошлом году ее доходность сократилась на 11% и продолжает падать в 2021 году. Дефицит, растущие очереди и недавние отключения электроэнергии – все это только усугубляет ситуацию.

Как и другие страны, зависящие от туризма, Куба пережила серьезный шок в результате закрытия границ из-за COVID-19. В 2019 году на туризм приходилось 20% всех валютных поступлений, а закрытие границ в марте 2020 года привело к падению международных прибытий за год на 75%. Но нынешние экономические трудности Кубы возникают не только из-за пандемии: они также являются результатом политики США.

Фото: https://rtvi.com/

Санкции кусаются

Из-за враждебности США Куба по-прежнему лишена доступа к экстренному международному финансированию от многосторонних финансовых институтов (включая МВФ, Всемирный банк или Межамериканский банк развития), которые помогают смягчить удар для ее соседей по Карибскому региону. Страна также страдает от ряда мер, введенных администрацией Дональда Трампа по ужесточению санкций США. Начиная с 2017 года и ускоряясь к концу его срока, они сократили количество иностранных посетителей и потоки денежных переводов. Они также прервали поставки импортной нефти, затруднили международную торговлю (и значительно увеличили ее стоимость) и сдерживали иностранные инвестиции.

Возможно, самой разрушительной мерой, объявленной Трампом как прощальный выстрел всего за десять дней до того, как он покинул свой пост в январе 2021 года, стало решение вернуть Кубу в список «государственных спонсоров терроризма» Госдепартамента США. В то время этому уделялось мало внимания. Это не было учтено союзниками США, такими как Канада, ЕС или Великобритания, которые считают обвинения США безосновательными и продолжают свое официальное взаимодействие и плодотворное сотрудничество с кубинским правительством.

Между тем, в соответствии с процессом «снижения рисков», который усилился в последние годы по мере увеличения способности регулирующих органов выявлять подозрительные транзакции, большинство предприятий отказались участвовать в транзакциях с участием Кубы. В результате с января для кубинских предприятий (в том числе поставщиков медицинских товаров и продуктов питания) становится все труднее вести торговлю и практически невозможно найти финансирование.

COVID калечит

В 2020 году Куба добилась исключительно положительных результатов в плане сдерживания распространения COVID-19. Но экономический спад, меры по профилактике заболеваний и отвлечение государственных денег на эти усилия уже создавали серьезные трудности с удлинением очередей за основными товарами и ростом цен. Затем, в январе, Куба испытала вторую волну, когда до июня число ежедневных случаев заболевания увеличивалось в среднем до 1000. И, наконец, в июле их количество тревожно выросло, достигнув примерно 6000 человек. По состоянию на 14 июля совокупный уровень смертности в 14,2 на 100000 человек остается значительно ниже, чем в США (сейчас он составляет 182), но ежедневное количество смертей достигло 50.

Одна из вакцин собственного производства Кубы доказала свою эффективность более чем на 90% в фазе 3 испытаний, и ее внедрение начало сокращать число случаев заболевания в столице, Гаване. Но темпы производства сдерживаются санкциями США и распространением вакцины, так что вирус на национальном уровне остается экспоненциальным.

Фото: https://iz.ru/

Сочетание возобновленных ограничений COVID и сокращения ресурсов усугубили трудности людей. Кроме того, инфляционный эффект крупной денежной реформы, направленной на ликвидацию двухвалютной системы 1 января 2021 года, усугубил чувство незащищенности. В довершение всего к этому добавились отключения электроэнергии из-за нехватки топлива и технических проблем.

Распространение трудностей

Особенно сильно страдают те, кто зависит от деятельности частного сектора. В период с 2011 по 2017 год около 1 миллиона человек – 15% населения трудоспособного возраста – перешли в негосударственный сектор, зарегистрировавшись либо как самозанятые, либо как неформальные работники. Работники государственного сектора получили существенное повышение заработной платы в 2020 году и продолжали получать заработную плату (хотя и уменьшенную) во время пандемии. Но многие из тех, кто работал в частном секторе, который в основном зависел от расходов иностранных посетителей, увидели, что их доходы уменьшились в результате ужесточения санкций США, а затем полностью исчезли из-за пандемии, оставив их с минимальным социальным обеспечением.

Правительство пыталось защитить уязвимых и обеспечить удовлетворение основных потребностей всех кубинцев, но его возможности сделать это были подорваны. Государство пыталось контролировать цены на товары первой необходимости, но растущий дефицит и рост цен на черных рынках усугубили атмосферу страха и отчаяния. В то же время попытки местных властей отреагировать на жалобы на спекулянтов подавлением черных рынков привели к конфликтам. Негодование между кубинцами усилилось, и характеры пошли на убыль.

Протесты на Кубе возникли в результате реальных экономических страданий и ежедневных разочарований и обид. С 11 июля правительство ввело новые меры в попытке умиротворить протестующих и выразило готовность выслушивать жалобы. Хотя с его ограниченными ресурсами оно мало что может сделать для улучшения условий в краткосрочной перспективе. Но правительство США могло бы сделать это, просто отменив меры Трампа: политика, которая была обещана в ходе избирательной кампании, но еще не реализована.