Афганистан балансирует на грани почти невообразимой катастрофы. Вывод американских и союзных войск, который президент Джо Байден планировал завершить к 11 сентября, грозит ускорить распад самого прозападного правительства в Юго-Западной Азии. Это также ставит под угрозу всю структуру афганского государства, которая была создана после свержения режима талибов в 2001 году. Если это произойдет, наиболее вероятными результатами будут установление теократического режима в Кабуле, провал отдельных частей страны в гражданскую войну (с явно транснациональным характером) и попытки миллионов жителей бежать из страны.
В мае 2010 года госсекретарь США Хиллари Клинтон пообещала прибывшей с визитом делегации афганских женщин, что «Мы вас не бросим. Мы всегда будем с вами». Однако отказ от афганцев, которые полагались на такие обязательства, это именно то, что сейчас сделали США. На прошлой неделе, когда его спросили о планах касательно Афганистана, Байден сердито оборвал вопрос, сказав: «Я хочу поговорить о счастливых вещах». Афганцам сейчас очень трудно находить радостные вещи для обсуждения.
Фото: https://ria.ru/
Массовая психология афганской общественности будет иметь ключевое значение для определения того, как будут развиваться события в стране. И это то, что американские политические лидеры мало понимают. Когда режимы в Афганистане меняются – как, например, с крахом коммунистического режима в апреле 1992 года или режима «Талибан» (деятельность организации зпарещена на территории России) в ноябре 2001 года – это обычно происходит потому, что ключевые игроки считают разумным отойти от власть имущих, власть которых, похоже, приходит в упадок.
Хотя афганское правительство разочаровало многих людей – оно чрезмерно централизовано, ослаблено сетями патронажа и часто носит экстрактивный характер – «Талибан» совсем не популярен среди афганцев. Тщательный опрос 2019 года, проведенный фондом Asia Foundation, показал, что 85% респондентов вообще не симпатизируют талибам. Но в Афганистане не стоит быть на проигравшей стороне. И существует серьезная опасность того, что распространяющееся представление о том, что Талибан готов взять верх, может привести к тому же результату, спровоцировав каскад дезертирства со стороны правительства и армии.
В связи с тем, что в конце июня-начале июля десятки районов попадают под власть талибов, это может произойти быстро. По оценкам американской разведки, чтобы страна попала под контроль талибов, может потребоваться два-три года, что выглядит опасно оптимистичным.
Непосредственная ответственность за эту трагическую ситуацию лежит на США. Основная часть иностранных сил была фактически выведена из Афганистана к концу 2014 года. После этого США играли гораздо меньшую, но абсолютно важную роль в поддержке афганского правительства. Они сделали это тремя способами: предоставив военно-воздушные силы в дополнение к наземным операциям, проводимым афганской армией, предоставив разведывательные данные и, что наиболее важно, успокоив нервы уязвимых афганцев, которые приняли США как настоящего партнера в борьбе с жестоким террором.
Этот американский подход был устойчивым и относительно недорогим. И хотя в нем не было перспективы на победу в стиле «Берлин 1945 года», он все же помог избежать последствий катастрофического поражения. Все это не удалось при администрации Трампа, которая обошла афганское правительство и 29 февраля 2020 года подписала соглашение с талибами. Это было названо «Соглашением об установлении мира в Афганистане». На самом деле для США это была просто сделка по выходу. И это уничтожило перспективы значимых переговоров между афганским правительством и Талибаном – якобы его главный дивиденд – дав талибам все, что они действительно хотели в самом начале того, что должно было стать «мирным процессом».
Фото: https://kazanreporter.ru/
Талибан – с трудом верящий своей удаче – просто усилил свои атаки на защитников демократии, представителей гражданского общества и СМИ. Решение Байдена принять подход Трампа как свой собственный было кинжалом в сердце для тех афганцев, которые надеялись, что новая администрация США проявит больше рассудительности и чувствительности, чем старая.
Хотя непосредственная ответственность за нынешнюю катастрофу лежит на администрациях Трампа и Байдена, Пакистан виноват еще больше. Правительство Пакистана в первую очередь поддержало талибов и возобновило поддержку этой группировки, когда в 2003 году внимание США переключилось на Ирак. Опасности, к которым это привело, были очевидны. В телеграмме от ноября 2009 года посол США в Афганистане генерал-лейтенант в отставке Карл Эйкенберри написал:
«Дополнительные войска не положат конец повстанческому движению, пока останутся убежища в Пакистане. Пакистан будет оставаться единственным величайшим источником нестабильности в Афганистане до тех пор, пока сохраняются приграничные заповедники, а Пакистан считает свои стратегические интересы лучше всего обслуживаемыми слабым соседом. Пока эта проблема убежища не будет полностью решена, выгода от отправки дополнительных сил может быть мимолетной».
Несмотря на убедительные советы даже бывшего посла Пакистана в США относительно того, насколько опасна проблема убежища для целей США в Афганистане, сменявшие друг друга президенты США уклонялись от прямого обращения к ней. Вместо этого они позволили проблеме усугубиться. Так что, если мы хотим спасти ситуацию в Афганистане, это потребует большего, чем просто обещания поддержки или предложения денег. Почти единственный инструмент, который остается для преодоления психологического отчаяния в Афганистане – это огромное и эффективное давление на Пакистан с целью нанести удар по убежищам талибов, боеприпасам и логистическим системам на территории Пакистана.
Фото: https://inbusiness.kz/
Суверенное государство предполагает не только права, но и обязанности. Одна из них – предотвратить использование своей территории для нападений на другие государства. Как сообщается, начальник пакистанской армии генерал Камар Джавед Баджва и начальник разведки генерал-лейтенант Фаиз Хамид недавно проинформировали законодателей в Пакистане о том, что «хорошо обученные афганские боевики Талибана присутствуют по всему Пакистану» и что армия «может начать наступление против этих групп немедленно».
Если пакистанская армия сможет «немедленно» «начать наступление» против Талибана, США и их союзники должны немедленно оказать на нее давление, чтобы они сделали это. Но возникает вопрос, хватит ли у администрации Байдена смекалки требовать этого.