Главная / В мире

Глобальный коллективный иммунитет остается недосягаемым из-за несправедливого распределения вакцин

Александр Алексеенко - 23.06.21 (обновлено 23.06.21)

99% людей в бедных странах не вакцинированы. Поэтому в гонке между инфекцией и инъекцией вторая проиграла

По оценкам экспертов общественного здравоохранения, примерно 70% из 7,9 миллиарда человек в мире должны пройти полную вакцинацию, чтобы положить конец пандемии COVID-19. По состоянию на 21 июня 2021 года 10,04% населения мира были полностью вакцинированы, причем почти все из них – в богатых странах. Только 0,9% людей в странах с низким уровнем дохода получили хотя бы одну дозу.

Фото: https://www.mknews.de/

Ученые в области глобального здравоохранения, специализирующиеся на неравенствах в сфере здравоохранения, используя набор данных о распределении вакцин, собранный спидометром запуска и масштабирования Глобального инновационного центра здравоохранения в Университете Дьюка в США, проанализировали, что означает глобальный разрыв в доступе к вакцинам для всего мира.

Глобальный кризис в области здравоохранения

Предложение – не главная причина, по которой некоторые страны могут вакцинировать свое население, в то время как другие испытывают серьезные вспышки болезней, а распространение. Многие богатые страны преследовали стратегию заблаговременного завышения доз вакцины против COVID-19. Экспертный анализ показывает, что, например, США закупили 1,2 миллиарда доз вакцины против COVID-19, или 3,7 дозы на человека. Канада заказала 381 миллион доз; каждый канадец может быть вакцинирован пять раз двумя необходимыми дозами.

В целом страны, представляющие лишь одну седьмую населения мира, зарезервировали более половины всех имеющихся вакцин к июню 2021 года. Это сильно затруднило остальным странам закупку доз напрямую или через COVAX, глобальную инициативу, созданную для предоставления странам с низким и средним уровнем дохода равный доступ к вакцинам против COVID-19. Бенин, например, получил около 203 000 доз китайской вакцины Sinovac – достаточно, чтобы полностью вакцинировать 1% его населения. Гондурас, полагаясь в основном на «АстраЗенека», закупил около 1,4 миллиона доз. Это позволит полностью вакцинировать 7% населения. В этих «вакцинных пустынях» даже передовые медицинские работники еще не сделали прививки.

Гаити было передано около 461 500 доз вакцины COVID-19 за счет пожертвований, и сейчас страна борется с серьезной вспышкой. Это значит, что даже цель COVAX – для стран с низкими доходами «получить достаточно доз для вакцинации до 20% своего населения» – не поставила под контроль передачу COVID-19 в этих местах.

Стоимость отказа от сотрудничества

В прошлом году исследователи Северо-Восточного университета смоделировали две стратегии внедрения вакцины. Их численное моделирование показало, что 61% смертей во всем мире можно было бы предотвратить, если бы страны сотрудничали для реализации справедливого глобального плана распределения вакцин, по сравнению с 33%, если бы вакцины первыми получили страны с высоким уровнем доходов. Короче говоря, когда страны сотрудничают, смертность от COVID-19 снижается примерно вдвое.

Фото: https://ria.ru/

Доступ к вакцинам также является неравноправным и внутри стран, особенно в странах, где уже существует серьезное неравенство. В Латинской Америке, например, непропорционально большое количество крошечного меньшинства людей, которые были вакцинированы, составляют элиты: политические лидеры, бизнес-магнаты и те, кто имеет средства выехать за границу для вакцинации. Это укрепляет более широкое медицинское и социальное неравенство. В результате на данный момент образуются два отдельных и неравных общества, в которых только богатые защищены от разрушительной болезни, которая продолжает разорять тех, кто не может получить доступ к вакцине.

В 1990-е годы разработка эффективных антиретровирусных препаратов от ВИЧ/СПИДа спасла миллионы жизней в странах с высоким уровнем доходов. Однако около 90% бедных людей мира, живущих с ВИЧ, не имели доступа к этим жизненно важным лекарствам. Обеспокоенные сокращением своих рынков сбыта в странах с высоким уровнем доходов, фармацевтические компании, производившие антиретровирусные препараты, такие как Burroughs Wellcome, установили согласованные на международном уровне цены. Азидотимидин, первый препарат для борьбы с ВИЧ, стоит около 8000 долларов США в год – более 19000 долларов в сегодняшних ценах.

Это фактически сделало эффективные лекарства от ВИЧ/СПИДа недоступными для людей в бедных странах, включая страны Африки к югу от Сахары, эпицентры эпидемии. К 2000 году 22 миллиона человек в Африке к югу от Сахары жили с ВИЧ, и СПИД был основной причиной смерти в регионе. Кризис, связанный с несправедливым доступом к лечению СПИДа, начал доминировать в заголовках международных новостей, и обязанность богатого мира принять ответные меры стала слишком большой, чтобы ее можно было игнорировать.

«История, несомненно, сурово нас осудит, если мы не ответим со всей энергией и ресурсами, которые мы можем вложить в борьбу с ВИЧ/СПИДом», – сказал президент Южной Африки Нельсон Мандела в 2004 году.

Фармацевтические компании начали безвозмездно передавать антиретровирусные препараты нуждающимся странам и разрешать местным предприятиям производить непатентованные препараты, обеспечивая массовый и недорогой доступ для сильно пострадавших бедных стран. Новые глобальные институты, такие как Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, были созданы для финансирования программ здравоохранения в бедных странах. Под давлением массовой активности Соединенные Штаты и другие страны с высоким уровнем доходов также потратили миллиарды долларов на исследования, разработку и распространение доступных средств лечения ВИЧ по всему миру.

Фото: https://zaborona.com/

Доза глобального сотрудничества

После разработки антиретровирусных препаратов и миллионов ненужных смертей богатым странам потребовалось более десяти лет, чтобы сделать эти жизненно важные лекарства общедоступными. Спустя пятнадцать месяцев нынешней пандемии богатые страны с высокой степенью вакцинации начинают брать на себя определенную ответственность за повышение глобальных показателей вакцинации. Лидеры США, Канады, Великобритании, Европейского союза и Японии недавно пообещали пожертвовать в общей сложности 1 миллиард доз вакцины против COVID-19 более бедным странам.

Пока неясно, как их план «вакцинировать мир» к концу 2022 года будет реализован и получат ли страны-получатели достаточно доз, чтобы полностью вакцинировать достаточное количество людей для борьбы с распространением вируса. И цель на конец 2022 года не спасет людей в развивающихся странах, которые умирают от COVID-19 в рекордных количествах сейчас, от Бразилии до Индии.