Главная / В мире

Индонезия может оказаться на пороге серьезного всплеска COVID

Александр Алексеенко - 04.06.21 (обновлено 04.06.21)

Никто на самом деле не знает истинного состояния пандемии COVID-19 в Индонезии, а это означает, что она непредсказуема. Но есть веские причины беспокоиться о том, что будет дальше.

Спустя пятнадцать месяцев после того, как Индонезия сообщила о своем первом случае COVID-19, тестирование на коронавирус остается одним из самых низких в Азии. Возможно, из-за того, что это не бесплатно, тестирование охватило лишь около 40 человек на 1000 жителей, по сравнению со 115 на Филиппинах, 373 в Малайзии и более 2000 в Сингапуре. Тестирование лучше даже в Мьянме, где военный переворот стал причиной ежедневных протестов и все более сложной ситуации с безопасностью.

Фото: https://iz.ru/

И результаты испытаний в Индонезии ненадежны. Страна по-прежнему чрезмерно полагается на экспресс-тесты на антигены, которые менее точны, чем тесты ПЦР (полимеразной цепной реакции). Официальные сообщения Индонезии о смертности тоже сомнительны. LaporCovid-19, независимый веб-сайт, созданный для предоставления точной информации о пандемии, отметил несоответствие между 48 477 случаями смерти от COVID, о которых сообщило правительство в мае, и его собственным общим числом 50 729. Это было достигнуто путем простого добавления числа погибших в каждой провинции – и это было с устаревшими данными из шести провинций и ни одной из Папуа.

Фактически, исследователи и журналисты уже давно указывают на значительное «избыточное количество смертей» как на свидетельство значительного занижения сведений о смертях от COVID в Индонезии. Избыточные смерти относятся к числу смертей, превышающих то, что можно было бы ожидать в обычном году. Одно исследование показало, что в 2020 году количество дополнительных смертей в Индонезии увеличилось на 61% по сравнению с предыдущими пятью годами, что не нашло отражения в официальных данных.

Опасения, связанные с событием суперраспространения

Но даже при явно неадекватных официальных данных количество случаев COVID сейчас растет. Индонезия сообщила о 2385 новых случаях 15 мая. Две недели спустя ежедневное количество случаев заболевания увеличилось более чем вдвое до 6 565. Если цифры будут продолжать расти такими темпами, система здравоохранения Индонезии не сможет справиться с этим. Когда в начале этого года ежедневная заболеваемость достигла пика, составляя 10 000–14 000 новых случаев в день (официально), больницы Джакарты были перегружены, а пациенты с COVID были отвергнуты.

И есть реальная возможность, что цифры снова станут такими высокими – может быть, даже хуже. Страны региона, которые успешно справлялись с пандемией до 2020 года, такие как Вьетнам, Таиланд и Малайзия, сейчас переживают смертоносные третью и четвертую волны. В начале мая власти Индонезии также сообщили о случаях британского варианта (B.1.1.7), южноафриканского варианта (B.1.351) и индийского варианта (B.1.617.2), которые более заразны, чем исходный штамм.

Что еще хуже, Индонезия только что пережила национальное мероприятие: Ид аль-Фитр, самый важный исламский праздник. Традиционно в это время миллионы мусульман возвращаются в свои родные деревни, чтобы увидеться с семьей и друзьями – это массовое мероприятие, известное как мудик. Опасаясь повторения событий прошлого года, когда ежедневные случаи заболеваемости после мудика выросли на 93%, правительство запретило поездки в этом году – во второй раз оно попыталось остановить мудик.

Фото: https://medina-center.ru/

Но, как это часто бывает в Индонезии, правоприменения сильно не хватало, и мудик продолжал действовать, даже если численность снизилась. Группы WhatsApp изобрели способы избежать полицейских контрольно-пропускных пунктов. Так что в последние две недели индонезийцы постепенно возвращаются в города, что вызывает опасения по поводу крупной вспышки. Это происходит в соседней Малайзии, где правительство объявило о полной блокировке всей страны после праздника Курбан-байрам, поскольку в течение нескольких дней подряд число рекордных инфекций увеличилось до более 550 000 человек.

Во Вьетнаме также правительство только что ввело двухнедельную изоляцию в крупнейшем городе Хошимине с планами проверить все 9 миллионов жителей. Но в Индонезии, население которой более чем в восемь раз превышает население Малайзии, и гораздо более слабая система здравоохранения, это обычное дело, или то, что правительство называет «новой нормой».

Правительство недавно расширило свои социальные ограничения по всей стране до 14 июня, потребовав закрытия школ, магазинов и ресторанов каждую ночь в определенное время, а также ограничения на сотрудников, разрешенных в офисах. Однако более надежная блокировка по-прежнему представляется лишь отдаленной возможностью.

Внедрение вакцины дает некоторую надежду

Развертывание вакцины в Индонезии может дать слабый луч надежды. В настоящее время доставлено более 27 миллионов доз, и почти 4% населения (10 миллионов из 270 миллионов) полностью вакцинированы, по сравнению с 3,6% в Малайзии, 2,7% в Японии и ужасными 2% в Австралии.

Программа вакцины в Индонезии началась в январе с комбинации вакцины AstraZeneca, закупаемой по схеме COVAX Всемирной организации здравоохранения, и вакцины Sinovac китайского производства. Но нехватка AstraZeneca, усугубленная недавним всплеском COVID в Индии, привела к большей зависимости от Китая. В апреле правительство Индонезии одобрило Sinopharm для экстренного использования, и поставки китайских вакцин CanSino и российского Sputnik V уже в пути.

Фото: https://www.rbc.ru/

В настоящее время разработана двухступенчатая система вакцинации. Правительство предлагает вакцины Sinovac или AstraZeneca бесплатно медицинским работникам, пожилым людям и государственным служащим и за плату всем остальным. В то же время в рамках программы, финансируемой компаниями, их сотрудники предлагают вакцины Sinopharm, поставляемые государством.

Этот двусторонний подход поможет увеличить количество вакцинаций, но ненамного. Корпоративная программа стоит дорого, и большинство средних и малых предприятий, которые составляют 99% предприятий Индонезии, просто не могут себе этого позволить. А молодые, бедные и безработные – группа, которая быстро растет по мере того, как экономика продолжает падать – мало надеются получить вакцину.

Скандалы и утечки данных

Завышение цен, коррупция и другие преступления только усугубляют положение. Несколько государственных служащих были арестованы в прошлом месяце, например, по обвинению в краже вакцины Sinovac, предназначенной для тюрем, для продажи населению. Что еще хуже, бывший министр социальных дел Хулиари Батубара обвиняется во взяточничестве в размере 17 миллиардов рупий (1,5 миллиона австралийских долларов), связанных с распределением помощи от COVID-19 для бедных.

И совсем недавно данные о социальном обеспечении 279 миллионов индонезийцев – как живых, так и мертвых – просочились в информационное пространство или были проданы в даркнете.

Усталость от пандемии действительно наступила, и эти громкие скандалы угрожают еще больше углубить недоверие между индонезийцами и правительством. Страна не будет жить хорошо, если сбудутся прогнозы о еще большей вспышке, подпитываемой новыми вариантами вируса. Если это произойдет, правительство вполне может оказаться перед лицом надвигающейся катастрофы в области здравоохранения, роста социальных волнений и, возможно, серьезной политической напряженности.