Новая политика Китая, разрешающая парам иметь троих детей (заменяющая предыдущее ограничение в два ребенка), является попыткой отреагировать на проблемы старения населения и замедления рождаемости. Но последствия этой политики для работающих женщин и их семей означают, что немногие примут перемены с распростертыми объятиями.
Старение населения вызывает серьезную озабоченность в Китае. Согласно последней национальной переписи населения в ноябре 2020 года, количество людей в возрасте 60 лет и старше в стране достигло 260 миллионов, или 18,7% населения. Ожидается, что к 2050 году это число увеличится до 500 миллионов. И хотя общества во всем мире стареют, проблемы в Китае стоят более остро из-за количества вовлеченных людей (почти 20% мирового населения), их относительно низкого уровня доходов и уровня экономического развития страны.
Фото: https://uz.sputniknews.ru/
Хотя повышение уровня жизни привело к увеличению продолжительности жизни, политика Поднебесной в области планирования семьи – «политика одного ребенка» – внесла наибольший вклад в тенденцию к старению. Эта политика была официально введена в 1979 году в ответ на опасения, что неконтролируемый рост населения может поставить под угрозу экономическое развитие и модернизацию, и строго и эффективно применялась в городских районах посредством штрафов на рабочих местах и других карательных мер. Но почти четыре десятилетия спустя первое поколение детей, придерживающихся политики одного ребенка, теперь сами стали родителями, возложив на их плечи ответственность потенциально каждого из них содержать двух родителей и четырех бабушек и дедушек.
Чтобы решить эту проблему с обратной пирамидой населения, в 2015 году Китай отказался от политики одного ребенка, введя вместо нее национальную политику в отношении двух детей. Поскольку государство уже (с середины 1980-х годов) разрешило сельским парам иметь второго ребенка, если их первой была девочка, эта новая политика была нацелена на городское население. Но немногие пары – всего 5% или 6% – выбрали второго ребенка, учитывая неадекватный уход за детьми и повышенную стоимость жизни семьи в больших городах, таких как Пекин и Шанхай. А новая политика в отношении троих детей и вовсе вызвала волну онлайн-дискуссий среди китайских граждан, при этом многие выразили шок и негодование по поводу возобновленных усилий государства по манипулированию решениями граждан о деторождении.
Некоторые разместили в сети фотографии предыдущих государственных лозунгов, относящихся к периоду политики одного ребенка. Один из таких лозунгов гласил: «Если один человек превысит норму рождения, сельчанам всего села придется перевязать трубы». В обсуждениях в социальных сетях среди женщин говорилось о том, насколько несправедливо новая политическая инициатива повлияет на их занятость и семейную жизнь, учитывая, что уход за детьми в Китае остается делом женщин. Лишь очень незначительное меньшинство надеялись, что реализация политики трех детей приведет государство к улучшению жилищных условий, образования, медицинских и учреждений по уходу за престарелыми.
Эффект от политики будет зависеть от того, в какую сторону Китая вы посмотрите. В крупных городах и столицах провинций пятилетнее исследование семейной жизни показало, что лишь очень небольшая часть пар, родившихся в 1980-х годах – первая когорта «поколения единственного ребенка» – имела второго ребенка, даже когда это стало разрешено. Поэтому кажется маловероятным, что пары из когорты 1980-х годов воспользуются пособием на троих детей. Женатые интервьюируемые, родившиеся в 1990-х годах, привыкшие к культуре единственного ребенка, приняли выжидательную позицию в отношении возможности иметь даже второго ребенка. Комментарии одного респондента (1991 г.р.) отражают дилемму, стоящую перед ним и его женой, когда они думают о втором ребенке:
«Это возможно. Но я не буду принимать окончательное решение. Если моя жена сильно страдает от воспитания первого ребенка, второго ребенка у нас точно не будет. До рождения первого ребенка многие из моих друзей были настолько уверены в своих планах завести второго ребенка. Но как только у них родился первый ребенок, все они не решались завести второго. Мы посмотрим, позволит ли наше финансовое положение в будущем, и это также будет зависеть от того, здоровы ли наши родители».
Фото: https://vesti.ua/
В отличие от этого, недавнее исследование показало, что в сельской местности многие из когорт состоящих в браке 1980-х и 1990-х годов уже имели второго ребенка. Отреагируют ли сельские пары положительно на новую политику в отношении трех детей, будет зависеть от пола их двух существующих детей.
Несмотря на увеличение инвестиций в образование девочек в сельских районах Китая, исследование обнаружило, что у трех поколений постоянное предпочтение сыновей. Если двое детей пары – девочки, очень вероятно, что они попытаются завести третьего ребенка. Действительно, в сельской провинции Фуцзянь, где культура и обычаи гораздо более сильны, чем во многих северных провинциях, некоторые сельские жители, родившиеся в начале 1990-х годов, уже имели трех или четырех детей, пытаясь произвести на свет мальчика-наследника.
Наличие троих детей будет иметь гендерные последствия и последствия для поколений. Гендерная дискриминация глубоко укоренилась на китайском рынке труда. На вопрос, планируют ли они завести второго ребенка, некоторые признали, что нежелание их работодателей нести расходы, связанные с их репродуктивными решениями, затрудняло принятие решения. Если гендерная дискриминация на рынке труда не будет решаться систематически, выбор иметь троих детей пагубно скажется на траектории занятости женщин.
Ограниченное предоставление услуг по уходу за младенцами в возрасте до трех лет означает, что по окончании декретного отпуска молодой матери (в настоящее время примерно через четыре месяца) ее мать или свекровь возьмут на себя обязанности по уходу за своим новым внуком. Учитывая нехватку качественных домов для престарелых, этим бабушкам и дедушкам также придется заботиться о своих родителях. Короче говоря, наличие троих детей только увеличит бремя заботы на все поколения.