Главная / В мире

Забастовка индийских фермеров продолжается в тени COVID-19

Александр Алексеенко - 12.05.21 (обновлено 12.05.21)

В конце ноября 2020 года фермеры со всей Индии проехали к границам Дели в рамках крупнейшей акции протеста в истории в знак протеста против сельскохозяйственных реформ. Через несколько дней за этим последовала всеобщая забастовка, в которой приняли участие 250 миллионов человек, как в городских, так и в сельских районах Индии, когда рабочие объединились, чтобы поддержать фермеров. Забастовка продолжается, несмотря на глобальный кризис общественного здравоохранения, который ударил по Индии сильнее, чем по любой другой стране мира. Страх перед COVID-19 не отпугнул фермеров, которые категорически заявили, что независимо от того, заразятся ли они вирусом, «черные законы» все равно их убьют.

Фото: https://www.wsws.org/

Это движение впервые началось в штате Пенджаб в июне 2020 года, когда фермеры заблокировали грузовые железнодорожные линии в знак протеста против этих «черных законов», которые усиливают корпоративный контроль над всеми аспектами пищевой цепочки от семян до продажи. Профсоюзы фермеров утверждают, что законы подрывают контролируемые государством цены на основные культуры, разрешая продажу за пределами государственных мандатов (рынков). Законы также позволяют корпорациям контролировать, какие фермеры по контракту выращивают и как, тем самым снижая переговорные позиции мелких фермеров. Корпорациям будет разрешено накапливать ключевые продукты и, следовательно, спекулировать продуктами питания, что ранее было незаконным. Наконец, законы предоставляют юридический иммунитет корпорациям, действующим «добросовестно», тем самым лишая граждан возможности привлекать агробизнес к ответственности.

Выдерживая слезоточивый газ и водометы, тысячи фермеров и их семьи спустились в Дели и превратили его оживленные дороги в шумные городки-лагеря с коммунальными кухнями типа «лангхар». Не испугавшись насилия со стороны полиции, фермеры кормили этих агрессоров, которые днем ​​их избивали, бесплатной едой ночью. Этот акт общественных работ не только подчеркнул мирные намерения протестов, но и заключил в себе одну из ключевых идей движения: «нет фермеров – нет еды». В том же духе солидарности фермеры на границах Дели реагируют на быстро растущее распространение COVID-19 в городе. Они раздают продуктовые наборы и товары первой необходимости по больницам, а также на автобусных и железнодорожных станциях для тех, кто уезжает из столицы.

Фермеры из множества государств, всех каст и религий сосуществуют и взращивают протестное движение от земли вверх – буквально превращая огороды в окопы. Многие фермеры называют это движение «андоланом» – революцией, в ходе которой заключаются союзы между безземельными сельскохозяйственными рабочими и мелкими фермерами. В стране, глубоко разделенной по кастам и – все чаще – по религии, это объединение вокруг земли, почвы и продуктов питания имеет мощный потенциал. Женщины также взяли на себя ведущие роли, поскольку они добиваются признания самостоятельных фермеров. Они исследуют пересечения кастового угнетения, гендерного труда и сексуального насилия лично и в таких публикациях, как Karti Dharti – женский журнал, в котором публикуются истории и голоса движения.

Насильственный ответ

Несмотря на в основном мирные протесты, фермеры подвергались репрессиям и насилию со стороны государства. В разных точках была отключена подача воды к участкам протеста, а интернет-услуги заблокированы. Не испугавшись, фермеры подготовили палаточные лагеря к палящей летней жаре, которая сейчас их окутывает. Amnesty International призвала правительство Индии «прекратить эскалацию репрессий против протестующих, руководителей фермерских хозяйств и журналистов». Восемь работников СМИ были обвинены в подстрекательстве к мятежу, а 100 протестующих пропали без вести. В ответ парламенты всего мира выступили с заявлениями и с дебатами о праве на мирные протесты в Индии, а также о свободной и открытой прессе.

Жестокая реакция правительства и его непримиримость к ключевым требованиям движения вызывают серьезные сомнения у фермеров, которых теперь просят закрыть участки протеста в интересах общественного здравоохранения. Это подчеркивает лицемерие того, что им велят вернуться домой, в то время как правящая БДП проводила массовые митинги в Западной Бенгалии. Есть опасения, что COVID-19 может подорвать динамику этого движения, как это было с протестами вокруг Закона о гражданах, которые были сняты в марте 2020 года из-за принудительной блокировки для сдерживания распространения COVID-19. Фермеры повторяют, что они уедут, как только правительство отменит законы и установит минимальную поддерживаемую цену на основные культуры.

Фото: https://www.solidarnost.org/

Была волна поддержки со всего мира, со стороны крестьянских движений, индийской диаспоры и знаменитостей, включая Рианну и климатическую активистку Грету Тунберг. Это движение борется за принципы демократии, на которых было основано индийское государство, и является частью движения гражданского общества, заменяющего государство, которое оказалось крайне неэффективным в своей реакции на пагубные последствия COVID-19.

«Черные законы» – всего лишь последнее в долгой истории борьбы, с которой столкнулись индийские фермеры. Обширные поля Индии были местом экспериментов «зеленой революции» с 1960-х годов. Это усугубило нехватку воды, уменьшило генетическое разнообразие сельскохозяйственных культур, нанесло ущерб биоразнообразию, привело к эрозии и истощению почв, и все это привело к снижению плодородия почв. Финансовое бремя, связанное с дорогостоящими производственными ресурсами и неурожаем, легло на фермеров, что привело к росту долгов и самоубийствам фермеров. Воздействие изменения климата и экологически разрушительное сельское хозяйство являются основными причинами этого финансового принуждения. Однако движению еще предстоит серьезно заняться проблемами перехода к социально-экономическому справедливому и безопасному для климата сельскому хозяйству.

Крестьянские движения по всему миру подчеркивают важность коллективных пространств и обмена знаниями между мелкими фермерами. Кемпинги в Дели предоставляют уникальную возможность связать социально-экономические проблемы сельского хозяйства с их глубокими экологическими корнями. Это действительно трудные дискуссии, но движение кисаан (фермеров) предоставило возможности для борьбы с кастовым, религиозным и гендерным угнетением. Сила движения – его широкие союзы и солидарность, но остается неясным, свяжет ли оно ощутимую социально-экономическую несправедливость с экологической несправедливостью и правами. Экологическое происхождение COVID-19 делает эти связи еще более актуальными во всем мире.