В ноябре 1947 года между королевскими домами Греции и Великобритании был заключен династический союз. Это будет один из последних королевских браков такого рода в истории – союз, который объединял весь континент на протяжении 1000 лет. Когда Филипп, принц Греции и Дании женился на Елизавете, принцессе Великобритании, они воссоединили две родословные, происходящие от королевы Виктории. Но они также возобновили родственные связи между Британией и Данией, которые были объединены много раз, от Канута и Эльфгифу в 1015 году до Эдуарда VII и Александры в 1863 году.
Фото: https://ru.olyhouse.com/
На протяжении веков почти каждая европейская монархия поддерживала дипломатические отношения со своими соседями посредством династических браков в системе, которая сохранялась вплоть до 1930-х годов, а затем быстро исчезла в послевоенную эпоху. Напротив, до Второй мировой войны такая практика была абсолютной нормой – особенно это заметно в плотной сети смешанных браков между королевскими семьями Швеции, Дании и Норвегии в первые десятилетия 20-го века.
Одна из величайших мечтаний королевы Виктории и ее мужа принца Альберта – которые сами являются продуктом тесного династического союза, будучи двоюродными братьями – заключалась в объединении европейского континента через родственные отношения в надежде, что у близких родственников будет меньше шансов вступить в войну с ними. Это оказалось политически наивным – катастрофическим. Великая война, которая последовала вскоре после смерти Виктории, столкнула силы «кузена Ники» (царя Николая в России) и «кузена Джорджи» (короля Великобритании Георга V) против сил «кузена Вилли» (кайзера Вильгельма Германии), несмотря на близкое родство. К 1914 году Великобритания, Россия и Германия превратились в национальные государства с современными правительствами, неподконтрольными княжеской династике как политической или дипломатической силе.
Таким образом, брак принца Филиппа и принцессы Елизаветы в 1947 году стал одним из последних воплощений мечты королевы Виктории. Он воссоединил двух ее потомков: Елизавету по линии отца и Филиппа по линии его матери, принцессы Алисы Баттенбергской, правнучки Виктории. Действительно, в предыдущее десятилетие три из четырех сестер Филиппа вышли замуж за других потомков Виктории.
Но в 1947 году времена изменились, и послевоенная Британия не очень хотела видеть наследника престола женатым на иностранной королевской особе. Особенно той, чьи сестры вышли замуж за выдающихся немецких офицеров, и чья семья занимала чрезвычайно хрупкое положение на престоле в Греции, с династической историей, полной отречений, военных переворотов и плебисцитов. Поэтому принц Филипп был «переименован» перед женитьбой на Филипа Маунтбеттена, лейтенанта Королевского флота, натурализованного британского подданного. Но откуда взялось название Mountbatten? И почему до смены имени его называли «принцем Греции и Дании»?
Фото: https://www.gazeta.ru/
Это важный вопрос для понимания личности герцога Эдинбургского – и, в более широком смысле, идентичности британской королевской семьи и даже положения Великобритании в более широком европейском сообществе наций. Все это очень взаимосвязано. Сам Филипп сказал в интервью в 2014 году:
«Во всяком случае, я считал себя скандинавцем. В частности, датский. Дома мы говорили по-английски ... Остальные выучили греческий. Я мог понять определенную часть этого. Но затем разговор переходил на французский. Потом он иногда переходил на немецкий, потому что у нас были немецкие кузены. Если вы не могли придумать слово на одном языке, вы, как правило, переходили на другой».
Его опыт является прекрасным выражением необычайной космополитической среды королевских дворов Европы столетие назад, когда у королевских принцев Пруссии и России почти всегда были английские няни, а взрослые разговаривали на изысканном французском языке. Королева Елизавета II является продуктом той же детской среды, и она также очень хорошо владеет французским языком.
Но почему греческий принц считал себя скандинавом? В середине XIX века, когда в распадающейся Османской империи рождались новые независимые государства, такие как Болгария и Греция, великие державы Европы определили, что в интересах стабильности в регионе стоит выбирать младших членов крупных держав из королевских династий и основывать новые монархии. Так Грецией, независимой с 1832 года, сначала правил баварский принц Отто, но в 1863 году он был свергнут, и вместо него был избран 17-летний принц Датский Уильям. Правящая семья Дании, Дом Ольденбургов, один из старейших в Европе, был известен своими либеральными взглядами, и была надежда, что молодой принц из такой семьи поможет грекам установить демократическую монархию по образцу Дании, или его близкий союзник, Англия.
Правление принца Уильяма как короля Греции Георга I было долгим и довольно спокойным. Другое дело – его сын Константин I, и после катастрофической войны с Турцией (1919-1922) он был вынужден отречься от престола. Его младший брат, принц Андрей, участвовал в войне и был отправлен в ссылку вместе со своим маленьким сыном, принцем Филиппом. Таким образом, Филип был изгнанником, сначала в Париже, затем в Англии, где он учился в школе Cheam School в Хэмпшире. Он начал карьеру в британском флоте в 1939 году, с отличием служил во время Второй мировой войны, затем ушел в отставку после того, как его жена стала королевой в 1952 году. Летом 1947 года он был натурализован в качестве британского подданного, за несколько месяцев до своей свадьбы, и принял версию имени его матери, Баттенберг, которое было англизировано в Маунтбеттен в разгар антинемецких настроений в Англии в 1917 году.
Фото: https://www.bbc.com/
Баттенберги также были из древней правящей семьи, Гессенской, территориальных князей в самом сердце Германии с 13 века. Филипп был не единственным, кто представлял греческую королевскую семью в Великобритании: десять лет назад его двоюродная сестра принцесса Марина вышла замуж за младшего сына Георга V, герцога Кентского, и очаровала нацию своей элегантностью и космополитическим стилем. Филип был прочно связан с Великобританией через своего дядю, графа Маунтбеттена, британского военно-морского героя во время войны, но в то же время он оставался тесно связанным со старой континентальной системой. Одна из его теток, сестра Маунтбеттена, была королевой Швеции Луизой.
Луиза Маунтбеттен умерла в 1965 году, а Марина Греческая – в 1968 году, а к 1970-м годам королевские браки стали рассматриваться как дела души, а не как дела государства – или даже как точки воссоединения для этих древних королевских династий. Со смертью герцога Эдинбургского один из последних представителей системы, существовавшей тысячелетие, уходит в историю. 10 июня 2021 года ему бы исполнилось 100 лет.