В бомбардировке Югославии весной 1999 года также участвовал американский самолет F-117 Nighthawk, который мировые СМИ со времен войны в Персидском заливе называли бомбардировщиком-невидимкой. Все считали, что сбить его не то что трудно, но невозможно. Тем не менее, 27 марта он был отправлен на землю зенитной ракетой, выпущенной из пригородов Белграда.
Первый прототип самолета, который был буквально невидим для радаров благодаря технологии Stealth, взлетел в Lockheed 18 июня 1981 года, а в 1983 году ВВС США приняли первый серийный F-117 Nighthawk (night hawk) на вооружение. Это была очень необычная квадратная машина с одним пилотом. Она развивала скорость 993 км/ч и, по мнению американских экспертов, не должна была быть обнаружена ни одним советским радаром того времени. Эту новинку 37-е тактическое крыло включило в свой арсенал, который впервые был развернут с новым вооружением во время единственного воздушного налета во время вторжения в Панаму в 1989 году. Невидимые «ястребы» участвовали в гораздо более интенсивных боях во время операции «Буря в пустыне» в январе 1991 года, проведя более 1300 боевых вылетов и нанося удары по наиболее опасным целям, защищенным мощной ПВО.
Фото: https://www.sandboxx.us/
Подполковник Даррелл Зелко также выполнил несколько полетов над Ираком в кабине F-117. Спустя восемь лет он все еще находился в строю, а ранним вечером 27 марта 1999 года принял участие в рейде на Белград во время операции «Союзная сила». Однако у югославов была хорошая защита; их города также защищал 3-й батальон 250-й ракетной бригады ПВО под командованием полковника Золтана Дани. Его подразделение было вооружено советской ракетой класса «земля-воздух» 125-Нева / Печора, известной в коде НАТО как SA-3 Goa. Полковник Дэни позже писал:
«Американцы думали, что раздавят нас без сопротивления. Иногда они действовали как любители. Я лично перехватывал разговоры пилотов-бомбардировщиков с самолетов-разведчиков ДРЛО. Я знал их маршруты и планы бомбардировок».
Но его подразделение находилось под постоянным «наблюдением» американской электронной разведки, поэтому оно могло включить радары только на несколько секунд. В противном случае нанесет удар вражеский самолет. Сообщается также, что Дани снимал радары со списанных истребителей МиГ и время от времени включал их, чтобы сбить с толку противника. Благодаря этим приманкам и постоянному движению его подразделение не потеряло ни одной батареи, хотя самолеты НАТО выпустили по кампании 23 ракеты HARM.
Фото: https://www.goodfon.ru/
Командир был уверен, что они могут обнаружить F-117:
«Однометровые радары могут регистрировать самолет-невидимку быстрее, поэтому мы смогли вовремя обнаружить его, как только он пролетел в нашем диапазоне. Когда он приблизился на 15 километров, я приказал стрелку Сенаду Муминовичу нажать кнопку, и ракета начала стартовать».
Даррелл Зелко в то время только что открыл бомбоотсек. Он приближался к своей цели, на которую он хотел сбросить две бомбы с лазерным наведением GBU-12 Paveway II. Однако это увеличивало радарное отражение его машины, чего, вероятно, было достаточно для югославских операторов. Тяжелые моменты ждали пилота в кабине черного замаскированного самолета:
«Я видел, как поднимаются две ракеты, но могут быть и другие. Я смотрел на них визуально с самого начала и подумал, что это плохо. Раньше в меня стреляли много раз, но это был первый раз, когда я действительно испугался. Первая ракета пролетела очень близко, и я был удивлен, что она не взорвалась. Я чувствовал, как самолет раскачивается. Как только она исчезла, я быстро начал искать вторую ракету. Когда я увидел ее, я подумал, что эта меня достанет».
Он не ошибся, и огромный шестиметровый выстрел попал в цель. Зелко не справился с сильно поврежденной машиной, она начала разворачиваться и падать на землю.
Фото: https://deswal.ru/
Командир сербской зенитной батареи полковник Золтан Дани позже вспоминал следующие события:
«Конечно, мы поздравляли друг друга, но это все. Ощущение было таким же приятным, как забить гол в очень важном матче. Но утром пришел офицер из высшего командования и спросил, знаем ли мы вообще, что сбили. Я сказал, что понятия не имею, какова была цель. А потом он сказал нам, что это был невидимый F-117».
Сбитый самый современный F-117 был чрезвычайно жирным укусом для югославской пропаганды. С большим количеством черного юмора по всему миру облетела известная фраза: «Извините, мы не знали, что он невидим». Некоторые источники утверждают, что 30 апреля сербы, возможно, сбили еще один F-117, который потерял кусок хвостовой части. Хотя он смог вернуться на базу, позже он был выведен из эксплуатации.