Турция и Греция – два союзника по НАТО – не в ладах друг с другом в восточном Средиземноморье. Напряженность накаляется в результате провокационных действий с обеих сторон. Последним шагом Греции стало проведение четырехдневных военно-морских учений возле Крита. Между тем Турция расширила свои сейсморазведочные работы, устроив развертывание научно-исследовательского судна в том же спорном регионе вокруг Крита.
Эти действия повышают риск эскалации конфликта, о чем свидетельствует недавнее (12 августа) незначительное столкновение между греческим и турецким судном в этом районе. Согласно греческому источнику защиты, греческий военный корабль «Лемнос» задел корму турецкого военного корабля «Кемаль Рейс», который сопровождал турецкое исследовательское судно.
Фото: https://theconversation.com/
Турция и Греция находятся в конфликте в Эгейском море с середины 1970-х годов, но воздерживаются от односторонних действий, которые могли бы привести к полному конфликту. Им удалось разрядить несколько эскалаций с помощью дипломатии и диалога. Конечно, посредничество США сыграло решающую роль в поддержании стабильности. Однако добавление в эту смесь восточного Средиземноморья усложняет ситуацию. Обе стороны, кажется, открыли ящик Пандоры.
На первый взгляд, разногласия связаны с противоречивыми взглядами двух стран на морскую юрисдикцию и энергетические ресурсы Восточного Средиземноморья. Однако участие ЕС и стран, включая Израиль, Францию, Объединенные Арабские Эмираты и Египет (а также Кипр), еще больше осложняет ситуацию. Ухудшение отношений Турции с ЕС и этими странами открывает путь к новому альянсу против него.
Открытие энергетических ресурсов у берегов Израиля, Кипра и Египта увеличивает потенциал восточного Средиземноморья. В частности, открытие крупного газового месторождения у побережья Египта в 2015 году повысило вероятность экспорта региональной энергии в Европу. Таким образом, конфликтующие претензии на суверенитет над водами восточного Средиземноморья создали довольно напряженную политическую обстановку. С учетом этих запасов энергии возникают новые региональные союзы. Первоначальное соглашение между Грецией, Кипром, Италией и Израилем по проекту газопровода East-Med преобразовано в Форум с участием Египта, Иордании и Палестины. Но Турция, Ливан и Сирия оказались исключенными.
Фото: https://360tv.ru/
Выбор Турции в отношении «агрессивной внешней политики» на протяжении многих лет нанес ущерб ее двусторонним отношениям как с Египтом, так и с Израилем. Напряженные отношения с западными союзниками еще больше изолировали Турцию в регионе. До этого страны региона занимали сбалансированную позицию в отношении напряженности между Турцией и Грецией. Тем не менее, США недавно сняли 33-летнее эмбарго на поставки оружия Кипру и усилили военное сотрудничество с Грецией, послав Турции мощный сигнал о ее альянсах.
Чтобы выйти из своей региональной изоляции и помешать Восточно-Средиземноморскому газовому форуму соединить региональные энергетические ресурсы с Европой через Кипр и Крит, Турция подписала соглашение о «разграничении морской юрисдикции» с поддерживаемым ООН правительством Ливии. Это соглашение разрешило Турции исследовательскую деятельность в спорных водах между Кипром и Критом в конце июля. До этого он в основном сосредоточивал свою морскую деятельность на спорных территориях вокруг Кипра, где у него перекрываются требования юрисдикции в отношении морских исследований в области энергетики. Но после призывов Германии и Испании Турция приостановила свою деятельность вокруг Крита. Однако напряженность вновь обострилась, когда Греция подписала с Египтом декларацию об ИЭЗ. И Турция, и Греция объявили договоренности другой стороны недействительными.
Таким образом, несколько стран оказались втянутыми в длительное противостояние между Грецией и Турцией. Поддержка этих стран только побуждает Грецию и Турцию предпринимать более рискованные шаги, а не отступать. США были важнейшим звеном, поддерживающим порядок, поэтому теперь, похоже, они встают на сторону Греции, и напряженность не уляжется легко.
Фото: https://riafan.ru/
Было бы наивно ожидать рациональности политического выбора, как Греции, так и Турции из-за их долгой истории соперничества. Но они давно договорились о том, как следует решать вопросы. Оба предпочитают милитаризовать проблемы, чтобы укрепить свою внутриполитическую поддержку. Напряжение является инструментом, с помощью которого можно вызвать у себя дома националистические настроения. Настаивая на своих «максималистских подходах», и Турция, и Греция используют этот вопрос, чтобы отвлечься от других проблем, таких как экономика и пандемия.
Греция и Турция пережили множество инцидентов, которые поставили их на грань войны, особенно в Эгейском море, но они были смягчены посредством диалога и посредничества. Не существует механизма диалога, созданного для конфликта в восточном Средиземноморье, и это действительно важно в этом охваченном конфликтами регионе. Германия призывает к новому диалогу, но ни Турция, ни Греция, похоже, пока не готовы пойти на уступки и вернуться к прагматизму.