В то время, когда мы жаждем хороших новостей, гигантская панда является маяком экологического оптимизма. С тех пор, как в 1980-х годах она стала символом движения за охрану природы, в бамбуковых горных хребтах центрального Китая были созданы 67 заповедников для панд и бесчисленные коридоры для диких животных. Последняя перепись показывает, что все эти усилия окупились. Сегодня в дикой природе живет 1864 панды, по сравнению с 1000 в конце 1970-х годов.
Но в новом исследовании ученые обнаружили, что то, что хорошо для панды, не обязательно хорошо для остальной экосистемы. Изучив изображения с камер-ловушек в течение десяти лет, они обнаружили, что крупные хищники – леопард, снежный барс, волк и яма (азиатская дикая собака) – отступили от того места, где процветали гигантские панды. Их численность значительно сократилась в этих заповедниках, и исследователи отмечают, что в них функционально вымерли волки, в то время как тигр здесь также исчез. Сохранение панды, кажется, не приносит пользу другим видам или более широкой экосистеме.
Фото: https://journal.homemania.ru/
Эти результаты потрясают основы одной из самых устойчивых идей сохранения – то, что инвестирование времени и денег в защиту определенных крупных, влиятельных видов может приносить дивиденды другим видам и средам обитания, с которыми они сосуществуют. После этого откровения, что мы действительно знаем о том, как защитить экосистемы и спасти дикую природу от вымирания?
Сохранение отдельных видов было доминирующей идеей во второй половине 20-го века. Природоохранные группы и правительства определили конкретные виды, нуждающиеся в срочной помощи, и использовали свои изображения для повышения общественной поддержки, чтобы помочь спасти их от исчезновения. Но, несмотря на внимание к этим видам, такой подход имеет тенденцию игнорировать менее привлекательные виды, такие как черви, несмотря на то, что они потенциально имеют большую экологическую ценность.
Сегодня защитники природных ресурсов придают гораздо большее значение защите экосистем и целых ландшафтов. Логика заключается в том, что вы можете более эффективно поддерживать экологию области, если относитесь к ней как к функциональной системе. Полезной аналогией является сравнение экосистемы с организмом, таким как организм человека. Каждая состоит из множества рабочих систем, чьи роли поддерживаются видами в случае первых и органами во втором.
Дыхательная система нуждается в здоровых легких, но оба зависят от остальной системы организма. Легкие нуждаются в здоровых руках и ногах, чтобы найти и собрать питание. Пищеварительная система должна иметь возможность обрабатывать эту пищу, чтобы разблокировать питательные вещества для остальной части тела, в то время как кровеносная система должна транспортировать их в легкие, чтобы они могли выполнять свою работу, чтобы поддерживать жизнь организма.
Фото: http://www.krylenko.com/
Или замените наш организм самолетом. Чтобы самолет мог безопасно летать и приземляться, все компоненты должны работать. Если инженер обслуживает только один компонент, такой как двигатель, и игнорирует крылья, колеса и навигационную систему, полет закончится плохо.
Урок обеих аналогий заключается в том, что все компоненты и роли, которые они выполняют, необходимы для поддержания всего функционала и здоровья. Самолет может терпеть только потерю такого количества заклепок, прежде чем потерять тот, который жизненно важен, или потерять достаточно, чтобы вызвать механический отказ. Потеря функции одного органа может привести к отказу нескольких систем в организме. Сосредоточение внимания на одном виде в сохранении не обязательно неправильно, однако. Основной вид может выступать в качестве флагмана, который собирает поддержку (и деньги) для сохранения всей области. Панды очень хороши в этом.
Но есть и зонтичные виды. Например, бобры так сильно изменяют свою среду обитания, что создают многочисленные ниши для других видов. В этом смысле они похожи на зонтик, который, если его защищать, обеспечит убежище для других видов. Так почему же сохранение, направленное на панд, не смогло оживить популяции крупных хищников в центральном Китае? Ну, требования к среде обитания панды невелики по сравнению с требованиями волка или леопарда, и угрозы, с которыми они сталкиваются в дикой природе, очень разные. Панды также известны своей специализированной диетой – плотоядное животное, превращенное в травоядное животное, и поэтому их потребности значительно отличаются от вашего среднего крупного хищника. Проще говоря, среда обитания, предназначенная для успокоения бамбуковых панд, вряд ли поможет кочевому, любящему мясо леопарду.
Большим хищникам во всем мире нелегко. Им нужны большие площади подходящей среды обитания и много добычи. В большинстве районов, которые они когда-то занимали, люди разрушили среду обитания, уничтожили местные виды животных и убили крупных хищников с помощью оружия, ловушек или яда, либо потому, что они охотятся на скот, либо потому, что их считают опасными.
Фото: https://live.staticflickr.com/
Тигр - один из немногих крупных хищников, популяция которых увеличилась за последние годы. В Индии численность тигра выросла на треть с 2014 года. Учитывая трудности сосуществования с этими крупными хищниками – животными, которые иногда убивают людей – этот успех впечатляет. Подход Индии к сохранению тигра ценит толерантность, образование и тесное сотрудничество с сообществами, которые живут вместе с этим видом, прежде всего. Часть этого образования признает тигра только как часть экосистемы, и все они нуждаются в защите.
Что говорит нам исследование панды, так это то, что мы не можем предположить, что флагманский вид также будет зонтичным. Хотя отдельные виды важны, некоторые важнее других для поддержания здоровой экосистемы.