Главная / В мире

Совет Безопасности ООН призывает к глобальному прекращению огня после того, как США и Китай откладывают переговоры

Александр Алексеенко - 04.07.20 (обновлено 04.07.20)

На ранних стадиях пандемии коронавируса в конце марта генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал к глобальному прекращению огня. Он назвал его самым сложным кризисом со времен второй мировой войны.

Три долгих месяца спустя Совет безопасности ООН единогласно одобрил этот призыв. Новая резолюция, принятая 1 июля, требует от всех вооруженных группировок начать «гуманитарную паузу» в течение не менее 90 дней, чтобы обеспечить доставку гуманитарной помощи и медицинскую эвакуацию. Он также потребовал прекращения огня по всем конфликтам, которые сейчас обсуждаются, например, в Сирии, Йемене и Ливии. Хотя это решение и приветствуется, оно, вероятно, упустило окно возможностей.

оонФото: https://theconversation.com/

Соглашение следует за длительными дипломатическими переговорами, которые приводят в замешательство, как чиновников, так и наблюдателей. Некоторые дипломаты, участвовавшие в переговорах, описали свой «позор» за бездействие Совета безопасности. Для сравнения, 193 члена Генеральной ассамблеи ООН смогли коллективно согласовать ответ в апреле, намного опередив совет безопасности из 15 членов. К концу июня призыв к глобальному прекращению огня был поддержан 172 государствами-членами ООН. Но Совет Безопасности даже не созвал совещание для обсуждения пандемии до апреля. Это привело к тому, что директор неправительственной организации Human Rights Watch Луи Шарбонно заявил, что он «пропал без вести».

Политика ВОЗ

Поиск формулировки, которую США могли бы принять в отношении центральной роли Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), оказался весьма спорным. На ранних стадиях пандемии президент США Дональд Трамп регулярно хвалил Китай и ВОЗ за их реакцию на вспышку COVID-19. Однако по мере обострения дел в США эта похвала быстро превратилась в осуждение. К середине апреля Трамп объявил, что США приостановили финансирование ВОЗ, а к концу мая президент уже объявил о выходе страны из ВОЗ.

Эти шаги нашли отражение в дискуссиях в Совете безопасности. Китай хотел, чтобы ВОЗ упоминалась в любой резолюции, а американские дипломаты возражали. К началу мая Франция и Тунис зарекомендовали себя в качестве соучастников – то есть, они вели переговоры – что дало им обоим ответственность за поиск компромисса и влияние на процесс. Они предложили заменить ссылку на ВОЗ в проекте ссылкой на «систему Организации Объединенных Наций, включая специализированные учреждения здравоохранения». Несмотря на первоначальное согласие, США возражали как раз перед тем, как проект должен был быть поставлен на голосование, и переговоры зашли в тупик.

В конце июня Франция и Тунис вместо этого попытались сослаться на тот факт, что Совет Безопасности «рассмотрел» апрельскую резолюцию Генеральной Ассамблеи, в которой, в свою очередь, упоминалась работа ВОЗ. Эта еще более непрозрачная ссылка оказалась приемлемой для США, и резолюция была единогласно принята 1 июля.

лидерФото: https://www.un.org/

Отсутствие лидерства

Тогда ясно, что при всех трудностях работы с помощью видео телеконференций настоящей причиной задержки было столкновение между США и Китаем. Будучи двумя из пяти постоянных членов совета, оба имеют право индивидуально блокировать решения с правом вето.

Наряду со спорами о признании роли ВОЗ, они также боролись за формулировки о происхождении вируса. В то время, когда Трамп называл COVID-19 «китайским вирусом», американские дипломаты настаивали на том, что любая резолюция должна содержать ссылку на место первоначальной вспышки. Позже США переключились на требовательные формулировки о «прозрачности» происхождения, пытаясь смутить Китай.

Когда Гутерриш впервые призвал к глобальному прекращению огня в марте, многие циничные наблюдатели подумали, что это не окажет какого-либо реального влияния на мир, где это имеет наибольшее значение в таких местах, как Южный Судан, Сирия и Йемен. Однако вооруженные группы начали в одностороннем порядке объявлять о прекращении огня в неразрешимых конфликтах в Колумбии, на Филиппинах и в других местах. Саудовская Аравия также объявила о прекращении огня в Йемене из-за пандемии. Фактически, к началу мая ООН указала, что 16 вооруженных группировок в одностороннем порядке приостановили боевые действия.

Тем не менее, задержка Советом Безопасности в одобрении идеи глобального прекращения огня упустила раннее окно возможностей, чтобы придать этой идее политический вес. После первоначального прекращения огня боевые действия уже возобновились в Йемене и Колумбии.

возФото: https://cdni.rt.com/

Постоянные члены Совета безопасности несут особую ответственность за проявление лидерства и конструктивную работу, но в этом случае этого крайне не хватает. Администрация Трампа в год выборов, столкнувшись с растущим числом случаев заражения COVID-19, сыграла роль спойлера, движимая внутренним политическим стимулом козла отпущения в Китай и ВОЗ, а не признавая свои собственные недостатки. Между тем Китаю, который председательствовал в Совете безопасности в марте, не хватало политической воли для координации действий на месте Америки.

Идея глобальной «гуманитарной паузы» в вооруженном конфликте, одобренная в новой резолюции, является беспрецедентной. То, чего он добивается, еще предстоит выяснить, но если бы он сразу последовал просьбе генерального секретаря в марте, он бы набрал больше сил. Ричард Гован, директор ООН Международной кризисной группы, посетовал: «К сожалению, Совет ждал слишком долго».

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "В мире"