Леса Земли менялись с тех пор, как укоренилось первое дерево. В течение 360 миллионов лет деревья росли и вырубались в результате динамичного сочетания ураганов, пожаров и естественного возрождения. Но с рассветом 17-го века люди начали заменять большие участки леса фермами и городами.
Глобальные темпы вырубки лесов замедлились в 21-м веке, но леса все еще исчезают, хотя и в разных частях света, но разными темпами. Бореальные леса, которые растут на крайнем севере мира и на огромных территориях Канады и России, расширяются дальше на север по мере того, как климат прогревается, превращая тундру в новый лесной массив. Многие леса умеренного пояса, как, например, в Европе, видели свое величайшее разрушение много веков назад. Но в тропиках потеря леса ускоряется в ранее нетронутой пустыне.
Фото: https://sm-news.ru/
Поскольку лесной покров менялся со временем, изменилось и биологическое разнообразие лесов. Леса поддерживают около 80% всех видов, обитающих на суше, но виды, которые мы видим на наших лесных прогулках сегодня, вероятно, будут отличаться от тех, которые люди видели в прошлом. Многие виды, такие как альпийский лонгхорн-жук, выживают в нетронутых старовозрастных лесах, в то время как виды, такие как рыжая лисица, смогли процветать в районах с более высоким воздействием человека.
Мы хотели знать, как изменения в биоразнообразии во всем мире связаны с изменениями в лесах мира, но это всегда было трудно, так как последствия потери лесов варьируются от одного места к другому. Как биоразнообразие меняется с течением времени после утраты леса, до сих пор не изучалось по всему миру.
В новом исследовании ученые сопоставили оценки потерь лесов на протяжении всей истории с записями о количестве и типах растений и животных, которые ежегодно отслеживаются во всем мире. Используя более пяти миллионов записей за 150 лет в более чем 6000 местах, исследователи были удивлены, обнаружив, что потеря лесов не всегда приводит к сокращению биоразнообразия. Вместо этого, когда лесной покров сократился, изменения в биоразнообразии усилились, с увеличением численности одних видов и уменьшением других. Состав лесной жизни – различные виды животных и растений – также был изменен. Скорость, с которой эти изменения происходили в каждом месте, ускорялась по мере сокращения лесного покрова.
Последствия потери лесов были неодинаковыми во всех местах. Утрата такого же размера леса привела к сокращению биоразнообразия в одном районе и увеличению в другом. Знание истории конкретного места было важно для понимания этого варианта. Независимо от того, произошла ли потеря леса такого масштаба в этом месте в прошлом, обычно определялось, что произошло в настоящем. Однажды в девственных лесах наблюдалось сокращение биоразнообразия, а в исторически нарушенных лесах часто не происходило изменений или даже наблюдалось увеличение биоразнообразия.
Фото: https://i.ytimg.com/
Когда леса были потеряны в ранее нетронутой дикой природе, ученые обнаружили снижение численности животных, таких как быстрые попугаи в Австралии, тигры в России и глухари (тип рябчиков) в Испании. Эти виды имеют тенденцию процветать только в древних и слегка нарушенных лесных местообитаниях. Виды, которые, как было обнаружено, увеличиваются в изобилии после утраты леса, включают белых аистов, евразийских жаворонков, благородных оленей и рыжих лисиц – виды, которые эволюционировали вместе с нарушением и являются более адаптируемыми.
Изменения в биоразнообразии не всегда сразу следуют за потерей леса. Исследователи обнаружили, что скорость, с которой потеря лесов изменяет биоразнообразие, отличается у короткоживущих видов, таких как светолюбивые растения, такие как зверобой, и у более долгоживущих видов, таких как красный ястреб. Чем дольше продолжительность жизни вида, тем дольше регистрируются последствия потери леса.
Иногда эффекты переносятся из поколения в поколение. Ястребам с красными хвостами, возможно, удастся вырастить своих детенышей наряду с обезлесением, но эти потомки могут изо всех сил пытаться преуспеть в сокращающейся среде обитания, и в конечном итоге не смогут произвести своих собственных. Если ресурсы ограничены, виды с более длительным сроком жизни могут сохраняться, но не размножаться в течение десятилетий. Таким образом, влияние потери леса на такие виды может проявиться только спустя десятилетия после первой волны обезлесения.
Эти отсроченные эффекты подчеркивают важность мониторинга растений и животных на протяжении десятилетий. Один моментальный снимок не может в полной мере определить степень воздействия человека на биоразнообразие. В более долгосрочной перспективе мы лучше подготовлены к сохранению биоразнообразия Земли не только сейчас, но и на десятилетия вперед.
Фото: https://i.artfile.ru/
Объединяя наборы данных со всего мира, мы можем понять состояние мировых лесов и миллионов поддерживаемых ими растений и животных. Изменения в биоразнообразии имеют значение, потому что они напрямую влияют на выгоды, которые леса предоставляют людям, такие как чистый воздух и тормоз изменения климата. Благодаря лучшему пониманию того, как потеря лесов влияет на биоразнообразие, мы можем улучшить будущие усилия по сохранению и восстановлению на всей планете.