Главная / В мире

Климатический кризис: сохранение надежды на ограничение в 1,5 °C жизненно важно для стимулирования глобальных действий

Александр Алексеенко - 02.04.21 (обновлено 02.04.21)

С тех пор, как правительства на Парижском климатическом саммите 2015 года установили 1,5 °C в качестве желаемого предела глобального потепления, ученые и журналисты регулярно спрашивали, достижим ли он. Этот вопрос снова возник недавно, когда ООН опубликовала отчет о национальных обязательствах по сокращению выбросов на следующее десятилетие. Он будет регулярно представляться перед публикацией Шестого оценочного доклада МГЭИК в июле – синтез самой последней информации, которую могут предложить ученые по изменению климата – и перед саммитом ООН по климату в ноябре.

Фото: https://www.atomic-energy.ru/

Науке уже ясно, что цель 1,5 °C может быть достигнута. Но наука не может сказать, будет ли это выполнено. Результат зависит от двух вещей, которые мы не можем знать с точностью: насколько чувствительна климатическая система к повышению концентрации парниковых газов и как быстро мир сократит выбросы. И если человечество мало влияет на чувствительность климата, то по второму вопросу – что мы делаем с выбросами – человечество явно держит рычаг влияния.

Недавний отчет ООН показал, что правительства недостаточно активно используют этот рычаг для сокращения краткосрочных выбросов. Только 40% стран установили новую цель по сокращению выбросов на 2030 год, как это предусмотрено Парижским соглашением. В совокупности они обязуются снизить выбросы на 1% по сравнению с уровнями 2010 года, а не на 45%, предложенные МГЭИК как совместимые с соблюдением лимита в 1,5 °C. Тем не менее, с осени 2020 года Китай, ЕС, США, Япония и Южная Корея обязались достичь нулевого уровня выбросов примерно к середине века. Если они будут выполнены, это сократит вдвое разрыв до целевого показателя 1,5 °C – и это без учета более широкого воздействия на мировые рынки, инвестиции и цены, которые неизбежно последуют.

Так что будущее не определено, и многое будет зависеть от решений, которые будут приняты в следующие несколько лет. Правда, у ученых может возникнуть соблазн потратить большую часть 2021 года на споры о возможности ограничения Парижского соглашения. Так что обсуждение этого вопроса в режиме реального времени само по себе может снизить наши шансы на достижение цели.

Консенсус и расширение прав и возможностей

Шансы остановить потепление на 1,5 °C возрастают по мере того, как мировое сообщество сокращает выбросы парниковых газов до нуля. И насколько быстро мы это сделаем, зависит от взаимосвязанных действий огромного количества людей – в первую очередь министров правительства, но также и руководителей предприятий, инвесторов, банков, религиозных лидеров, активистов и граждан. За последние несколько лет усилия этих групп активизировались – от создания финансовых механизмов ООН до движения «Пятницы ради будущего».

Во всех этих инициативах неизбежен один факт – насколько важна сейчас цель 1,5 °C. В открытом письме, которое Friday for Future разослали политическим лидерам в 2020 году, пять раз упоминалось ограничение в 1,5 °C, а вовсе не другая цель Парижского соглашения – удержание глобального потепления «значительно ниже 2 °C». При принятии решения о своих целевых показателях чистых нулевых выбросов правительства Великобритании и Новой Зеландии прямо указали на предел 1,5 °C как на глобальный «барьер» и соответственно установили свои национальные траектории декарбонизации. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призывает правительства и предприятия конкретно достичь этой цели, а не «значительно ниже 2 °C». Поэтому утверждать, что 1,5 °C недосягаемо, значило бы подорвать все эти инициативы и многие другие – сказать им всем, от министра до инвестора и молодежного активиста, что они обречены на провал.

Фото: https://mirnov.ru/

Социальные науки много говорят нам о влиянии различных типов сообщений на действия по борьбе с изменением климата, в том числе по двум важным здесь вопросам: консенсус и расширение прав и возможностей. Консенсусное сообщение ученых, от изменения климата до вакцинации, укрепляет общественное доверие и готовность действовать. Мы видим, как смешанные сообщения наносят ущерб доверию прямо сейчас с вакциной от коронавируса AstraZeneca. Неужели противники климата приложили бы столько усилий, чтобы подорвать восприятие консенсуса среди ученых-климатологов, если бы восприятие консенсуса не было важным для декарбонизации?

У мира больше шансов справиться с изменением климата, если люди чувствуют, что у них есть шанс на успех. Академические исследования подтверждают этот здравый смысл. Крупное исследование, проведенное в 2020 году, показало, как аргумент «мы не можем этого сделать» работает для отсрочки принятия мер, отметив, что такие заявления «могут привести к парализующему состоянию шока и смирения», что является сдерживающим фактором для активного участия в поиске решений. Исследования также показывают, что общественное разобщение является неизбежным результатом ощущаемого конфликта между учеными. Это может быть намерением людей, желающих отложить действия по борьбе с изменением климата, но, по-видимому, это не тот результат, к которому стремятся ученые, поддерживающие декарбонизацию.

МГЭИК, пожалуй, самая крупная инициатива по формированию консенсуса во всей науке. В специальном отчете за 2018 год указано, что 1,5 °C достижимо, и, судя по частным разговорам, отчет за этот год вряд ли «закроет дверь». Так удастся ли нашему виду ограничить глобальное потепление до 1,5 °C и, таким образом, предотвратить некоторые из наиболее разрушительных последствий изменения климата? Никто не может знать. Можем ли мы добиться успеха? Как однажды сказал бывший президент США Барак Обама: «Да, мы можем». А знание того, что мы можем, повышает вероятность того, что мы это сделаем.