Один из крупнейших контейнеровозов в мире, названный Ever Given, застрял в Суэцком канале после того, как рано утром 23 марта был сбит с курса сильным ветром, заблокировав один из самых загруженных морских торговых коридоров в мире. Инцидент привел к возникновению затора для сотен танкеров, операторы которых сейчас взвешивают, стоит ли ждать, пока выброшенный на мель контейнеровоз будет очищен, и ускорится ли изменение маршрута вокруг мыса Доброй Надежды в самой южной точке Африки.
Фото: http://news.crewmarket.net/
Это решение зависит от того, сколько времени потребуется, чтобы спустить с мели Ever Given, отвести его от берегов канала и снова запустить. Несколько морских компаний, имеющих опыт спасения пострадавших судов, уже присутствуют на месте происшествия, но неясно, сколько времени им понадобится, чтобы выбить судно. Однако методы, которые они будут использовать для этого, будут примерно такими же, как и в прошлых примерах. Приземленный корабль любого размера требует дополнительной плавучести, чтобы помочь спасательной команде облегчить его от застревания. А в случае с Ever Given, горизонтальная сила, прикладываемая буксирами, будет необходима для подъема судна с обоих берегов Суэцкого канала.
Ever Given, учитывая 400 метров в длину, имеет возможность осуществлять транспортировку более 20000 20-футовых контейнеров. Предполагается, что именно эти контейнеры, сложенные высоко на палубе, уловили порыв ветра, как парус, что в конечном итоге сбило судно с курса.
Похоже, что Ever Given потерял контроль, направляясь на север по Суэцкому каналу, отклонившись от курса так, что один конец упал на один из берегов канала. Импульс массивного судна затем будет тянуть его до тех пор, пока другой конец не ударится о другой берег – возможно, медленно, но с огромной силой.
Командам спасателей будет важно понять, каким именно образом Ever Given ударился о землю, потому что при снятии с мели приземлившегося корабля обычно проще всего извлечь его так, как он вошел.
Спасательные работы всегда были важной частью морских операций, и специализированные компании вызывались, когда крупные контейнеровозы или танкеры садились на мель. В 2016 году кораблю такого же размера, как Ever Given, под названием CSCL Indian Ocean, потребовалось шесть дней для снятия с мели после посадки на берег реки Эльбы в Германии. На этот раз будут использоваться те же методы спасения, которые применялись тогда, хотя и в более ограниченных условиях узкого канала.
Фото: https://realt.onliner.by/
Есть два основных подхода к извлечению корабля с мели. Во-первых, спасательные бригады будут работать над увеличением вертикальной выталкивающей силы судна. Во-вторых, буксиры будут прилагать достаточную горизонтальную силу для преодоления статического трения, создаваемого любым материалом, на котором находится корабль. Чем крупнее и тяжелее судно, тем больше усилий требуется буксирам для снятия его с мели.
Быстрее всего можно мобилизовать флот буксиров, восемь из которых уже находятся на позиции на месте посадки корабля на мель. Но сообщения с места происшествия предполагают, что буксиры уже предприняли неудачную операцию по расклиниванию корабля. Это означает, что первоочередной задачей спасательных команд будет повышение плавучести Ever Given путем проведения дноуглубительных работ возле участков берега, на которых застряло судно.
В предыдущих спасательных операциях к подводной части корпуса были прикреплены подушки безопасности плавучести, чтобы заставить его плавать. Но в случае с Ever Given это должно будет происходить одновременно с разгрузкой судового груза, удалением всего балласта с борта и сливом судового топлива, и все это для того, чтобы сделать судно легче, прежде чем буксиры попытаются выполнить еще одну горизонтальную тягу.
В этом случае вывоз груза будет особенно сложным. Поскольку доступ к суше затруднен из-за песчаных окрестностей Суэцкого канала, может потребоваться плавучий кран, для транспортировки которого на судно потребуется время и который сможет снимать только один контейнер за раз.
Может оказаться, что быстрее откачать топливо с судна, чем снимать контейнеры, что потребовало бы небольшого заправочного судна, которое двигалось бы рядом, чтобы принять топливо. Лица, наблюдающие за утилизацией, будут иметь доступ к компьютерным моделям судна, чтобы точно сказать, какая стратегия уменьшения нагрузки будет наиболее эффективной.
Фото: https://www.interfax.ru/
Несмотря на все эти меры, увеличение плавучести во время спасения обычно зависит от прилива, обеспечивающего дополнительный подъем уровня моря для корабля, который потенциально может спуститься с мели. К сожалению, диапазон приливов в пределах Суэцкого канала ограничен по сравнению с прибрежными водами, что будет препятствовать попыткам снятия с мели – хотя многообещающий «весенний прилив», который будет выше обычного прилива, ожидается в выходные.
Трудно предсказать, с какой скоростью различные компоненты головоломки спасения могут быть задействованы в Суэцком канале. Это не стандартная спасательная операция: цейтнот, когда корабли стоят в очереди на обоих концах пролива, будет давить на всех. Но с учетом того, что теперь в наличии есть опытные спасательные бригады и проверенные методы спуска с мели вокруг Ever Given, скорее всего, пройдет всего несколько дней – а не недель – до того, как корабль будет выведен из Суэцкого канала.