Повышение температуры, неожиданные наводнения, аномальная жара. Постепенное изменение климата в Европе несет в себе ряд рисков, и найти путь вперед без знаний и информации невозможно. Исследовательский проект Copernicus, представленный Фрейей Вамборг, помогает решать задачи ближайших десятилетий.
Фото: https://www.imagineeurope.eu/
Она стала одним из самых заметных лиц исследовательского проекта «Коперник». Как редактор ежегодного отчета о состоянии климата в Европе, ESOTC, Фрея Вамборг объединяет фрагменты и информацию из многих исследовательских источников, чтобы получить наиболее точную картину. Ее репортажи служат не только журналистам и общественности, но и помогают европейским политикам принимать решения.
Не могли бы вы подробнее познакомить нас с проектом «Коперник»?
Это действительно масштабная программа изучения погоды, созданная Европейской комиссией. Например, часть ее ориентирована на спутники – программа Sentinel предоставляет данные для всего проекта. Другая часть – это так называемые службы Copernicus, которые помогают в исследованиях всем, кому интересны данные. Мы представляем такого посредника между теми, кто создает данные, и теми, кому они нужны. Это суть нашей миссии.
Допустим, вы как компания предлагаете установку ветряных турбин. Однако перед тем, как установить вертушку, нужно узнать, насколько сильно дует ветер в выбранном месте и стоят ли вложения того. Вы приедете к нам, и мы предоставим вам необходимую информацию о воздушных потоках в этом районе. Вы объединяете наши данные с другими важными данными, например, об инфраструктуре, а затем решаете, хотите ли вы использовать это. В большинстве случаев, конечно, ситуация намного сложнее, но для примера этого достаточно.
Предоставляете ли вы гораздо более конкретные услуги, чем можно ожидать от исследовательского проекта…
Я говорю, что это сложнее, потому что мы сами не предоставляем такие специфические услуги – мы можем предоставить вам большой объем данных. Только на следующем этапе за нами стоит специалист, который знает их, может точно посоветовать и создать проекты. Мы – первое звено в цепочке, за которым следуют все больше и больше людей и организаций, которые принимают более конкретные решения.
Как собрать такое огромное количество данных? Есть ли у вас какие-нибудь сотрудничающие научные группы, разбросанные по всему Союзу?
Да, мы ищем данные по всей Европе: мы связаны не только с университетами, но и с малыми и средними предприятиями или государственными организациями. Часто им даже не нужно что-либо активно создавать или исследовать. Все, что им нужно сделать, это предоставить нам свои данные, и мы объединим их в единую логическую структуру. С другой стороны, с нами активно работают другие команды. Возьмем, к примеру, спутники: они что-то измеряют, но не говорят напрямую, насколько поднимается уровень океана. Поэтому есть команда, которая преобразовывает эти измерения в инструмент для надежного определения изменений уровня.
Фото: https://4teller.com/
Прошлый год стал самым теплым в истории Европы. Температура будет продолжать расти? И будут ли следующие двадцать лет теплее, чем последние два десятилетия?
Ответ: «да, будет расти, и нет, не будет». Мы наблюдаем повышение температуры, если усредняем данные и отслеживаем их в течение длительного периода времени. Это общемировая тенденция, более теплые годы отмечаются во всем мире, Европа не исключение. Однако вполне вероятно, что эта тенденция нигде не остановится – если не произойдет значительного сокращения выбросов парниковых газов. Но, глядя на отдельные годы, вы увидите большие различия, потому что погода в Европе очень изменчива. Таким образом, легко может возникнуть температура ниже средней, но это не меняет общей картины.
Как изменение погоды на нашем континенте связано с глобальными тенденциями? Есть ли в Европе какие-то особые условия?
Конечно, но на планете много мест. Если мы сравним Европу с тропиками, мы увидим огромные различия даже в нормальных условиях, когда мы вообще не принимаем во внимание изменение климата. Кроме того, в самой Европе есть свои атмосферные зоны, поэтому в одних странах преобладает континентальная погода, в других – Средиземноморье. В остальном, однако, континент следует глобальным тенденциям: ледниковые массы исчезают повсюду, так же как повсюду повышается уровень океана. Некоторые страны испытывают больший приток воды, другие – меньший, но в среднем все моря поднимаются на берегах Европы.
Согласно картам, разработанным проектом Copernicus, например, страны Балтии находятся под угрозой затопления, а Центральную Европу ждет высыхание. Можете ли вы сказать, какие государства больше всего подвержены риску перемен?
К сожалению, я не являюсь экспертом в этом вопросе, моя работа в основном заключается в отслеживании тенденций на европейском уровне. Конечно, если вы не живете в прибрежной зоне, уровень моря для вас не будет слишком опасным, но осадки вас точно заинтересуют. Но с ними сложно работать – они постоянно меняются и имеют гораздо большие различия, чем, например, температуры, поэтому распознать в них сигналы и тенденции значительно сложнее.
В целом, среднее количество осадков уменьшится, особенно в Средиземном море. Но в случае дождей нас не столько интересуют общие средние показатели, сколько краткосрочная интенсивность. Большая разница в том, рассчитываете ли вы среднее значение по нескольким сильным штормам с большим количеством воды, выпадающей одновременно, или по частым небольшим дождям и постоянной мороси, которые, например, преобладают в Англии. В некоторых странах общее количество осадков остается прежним, но дожди стали более интенсивными, а периоды засухи между ними постоянно удлиняются. Обе крайности опасны: с одной стороны, наводнения, с другой, сельское хозяйство страдает от засухи – на одной территории.
Видимо, Европе нужно готовиться к осложнениям…
Вероятно, что, например, фермерам придется адаптироваться и тщательно продумывать, как засеять поля, чтобы изменение погоды совпадало с циклами роста растений. «Коперник», вероятно, не может давать советы каждому фермеру, но мы могли бы работать, например, с большим кооперативом – он может объединить наши данные с местной информацией, которая играет ключевую роль. Мы добавим в пазл еще одну деталь.
Фото: https://www.go61.ru/
Европейский союз пытается выполнить Парижское соглашение и не допустить повышения глобальной температуры на два градуса. Это работает?
Мы знаем, что концентрация парниковых газов все еще растет, и если мы резко не сократим выбросы, они просто будут расти. Результат – повышение температуры. И одно можно сказать наверняка – чем меньше мы будем делать, тем хуже будет ситуация. С менталитетом «слишком поздно» мы никуда не денемся.
Пандемия сильно помешала зеленым инициативам. Многие европейские правительства заявили, что приоритетом является сохранение рабочих мест, а не проблемы окружающей среды. Считаете ли вы, что попытки «озеленения» экономики потерпят неудачу?
Это больше вопрос правительств. Лично я считаю, что если нужно что-то перезапустить, это можно будет сделать снова и лучше, даже «зеленым» способом. Однако мне не нравится слово «зеленый» в этом контексте, потому что разные люди понимают под ним разные вещи.
Как будет выглядеть Европа в 2050 году?
На самом деле ответить сложно, но в целом это усилит явления, которые мы сейчас наблюдаем. Будет больше волн тепла, подобных тем, которые мы испытали летом. Когда дело касается наводнений и дождей, я не хочу «стрелять по пояс». Другие факторы могут многое сказать о наводнениях, особенно регулирование рек.
Можем ли мы хотя бы в целом сказать, станет ли континент более сухим?
Мы точно знаем, что Средиземное море будет суше. Но в других частях Европы ситуация может быть иной. Напротив, есть признаки того, что на севере континента воды будет больше. Однако сейчас мы не можем сказать этого с уверенностью, потому что разные климатические модели существенно различаются.
Как выбрать данные, которые вы публикуете, если модели не совпадают?
Они часто различаются отдельными числами, но тенденции обычно хорошо видны, особенно по температурам. Скорее, у нас есть проблема со столкновениями, где моделирование является реальной проблемой. Их количество постоянно меняется и на подтверждение развития тренда уходит довольно много времени. Иногда, например, кажется, что осадки уменьшаются, уменьшаются – и внезапно они возвращаются к исходному уровню. При работе с моделями прогнозирования вы постепенно узнаете, в чем одна из них имеет слабые места, и вы получите результаты, объединив их все. Если все вместе они указывают на более или менее одинаковый результат, вы на правильном пути. Наша цель – чтобы люди принимали решения на основе фактов, а не впечатлений. Может, у нас все хорошо.