Главная / В мире

Эбола снова поражает Западную Африку: ключевые вопросы и уроки прошлого

Александр Алексеенко - 19.02.21 (обновлено 19.02.21)

Новости о новой вспышке лихорадки Эбола в Гвинее действительно вызывают тревогу. Последнее в Западной Африке произошло в период с 2014 по 2015 год и затронуло Либерию, Сьерра-Леоне и Гвинею. Это была самая смертоносная вспышка Эболы в мире, которая началась в Гвинее, и в результате которой погибло более 11 300 человек. Среди них было более 500 медицинских работников. Но семь лет спустя страны в регионе Западной Африки оказались в совершенно ином положении.

Либерия и Сьерра-Леоне уже мобилизовали и активизировали свои национальные планы реагирования и готовности. Страны региона имеют опыт прошлого, а также новые инструменты для борьбы с Эболой. У них есть опытная рабочая сила, лабораторные системы более развиты, а региональные организации, такие как Союз стран бассейна реки Мано – региональный орган по вопросам экономики и безопасности – и Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), действуют более инициативно. Например, одним из результатов встречи по планированию 2018 года во Фритауне, Сьерре-Леоне, была подготовка к трансграничной передаче. Была разработана платформа WhatsApp, позволяющая отслеживать вспышки в реальном времени. В настоящее время она действует и используется для передачи обновленной информации из Гвинеи группам наблюдения и реагирования из стран-членов.

Фото: https://www.gettyimages.fi/

Однако, как однажды заметил Пьер Форменти, руководитель группы по вирусной и геморрагической лихорадке Всемирной организации здравоохранения: худшая ошибка, которую может совершить в отношении Эболы – это недооценивать Эболу или думать, что вы знаете об Эболе все. Фундаментальный урок, который нужно усвоить, заключается в том, что успех стратегии контроля основан не на очевидной информации, которой вы располагаете, а на тонких вопросах, на которые нет ответов. При этом очень важно продолжать копать и задавать вопросы, которые являются ключевыми для стратегий обеспечения готовности и на которые должны ответить все страны региона.

Ключевые вопросы

Есть несколько ключевых биологических вопросов, на которые необходимо ответить тем, кто руководит эпиднадзором и отслеживанием контактов.

1) Как долго первый больной был болен до смерти?

Ответ на этот вопрос имеет решающее значение для того, чтобы соседние страны могли отследить возможные случаи, когда больной человек – или контакт из текущего кластера – мог попасть в их страну. Многие случаи распространились по региону именно таким образом во время вспышки 2014–2015 годов. Многие люди переходили через него, чтобы избежать вспышки или обратиться за помощью.

Эбола не убивает за один день. Инкубационный период вируса составляет от двух до 21 дня. Состояние людей становятся все хуже и хуже, поскольку вирус размножается в их организме. Некоторые исследования предыдущей вспышки в Гвинее показали, что с момента появления симптомов до смерти в среднем проходит восемь дней. Поэтому наличие графика крайне важно, чтобы понять, кому они могли передать вирус.

2) Что было источником заражения? Как они заразились?

Это помогает группам наблюдения определить, был ли человек индексным – или первым заболевшим – и идентифицировать его контакты. Если это неизвестно, это означает, что источник инфекции существует, и может быть несколько случаев. Как только первый случай инфицирован, мы знаем, что он передается от человека к человеку через прямые контакты, жидкости, трупы и зараженные материалы от инфицированного человека.

3) С каким штаммом вируса Эбола мы имеем дело?

Существуют вакцины против штамма вируса Эбола Заир, но не от других. Полученные сообщения показывают, что нынешняя вспышка болезни в Гвинее вызвана штаммом Заира.

Фото: https://freerutube.com/

Есть также важные эпидемиологические вопросы, на которые тоже нужно быстро ответить:

1) Сколько контактов – то есть людей, с которыми они контактировали – было зарегистрировано до сих пор?

Очень важно найти 100% контактов. Отсутствие только одного может привести к вспышке болезни. Это потребует отслеживания перемещений, опроса семей, друзей и мест, где они могли лечиться. Здесь и начинается сложная детективная работа по отслеживанию контактов.

В случае этой недавней вспышки в Гвинее инфицированные лица присутствовали на похоронах медсестры. Знание этого жизненно важно, потому что это позволяет команде начать картирование потенциального распространения болезни. В этом случае тот факт, что это похороны и что она работала медсестрой, указывает на то, что это мероприятие супер-распространителя. Также он указывает на большую необнаруженную вспышку.

На похороны часто приходят родственники, которые, возможно, ехали на большие расстояния, чтобы попасть туда, и, возможно, даже из других стран. Исходя из этого, нужно действовать – соседние страны бьют тревогу. В 2016 году пограничный контроль работал. Там удалось поймать людей, которые бежали из Гвинеи в поисках убежища у родственников в Либерию.

2) Какова демография тревожного дела?

Это включает возраст, этническую принадлежность, род занятий и экономическую деятельность. Все это уместно для понимания того, с кем человек мог контактировать. Например, в 2014 году инфицированный из Гвинеи перебрался в Сьерра-Леоне, чтобы обратиться за помощью к традиционному целителю из своей этнической группы. Это подготовило почву для крупнейшей вспышки болезни в Сьерра-Леоне, которая затем распространилась на Либерию.

3) Как перемещался человек и сколько мест он посетил, когда заболел?

Сюда входят больницы, клиники и народные целители. Должна быть построена карта передачи, которая исследует все возможные перемещения и передачи. Если индексный ящик перемещается с использованием общественного транспорта, необходимы журналы транспортных средств и перемещения других пассажиров.

В Либерии ученые работали с транспортными союзами, посещали больницы и изучали истории болезни. Также они работали с водителями коммерческих мотоциклов, чтобы составить эти сложные карты трансмиссии и определить общее количество контактов, местоположений и статусов. Причина, по которой это имеет решающее значение, заключается в том, что в борьбе с Эболой используется принцип «все или ничего». Вы должны достичь 100% контактов, следить за ними и за тем, чтобы никто не сбежал, не заболел и не умер в сообществе. В противном случае есть новая цепь передачи.

Пока не будет дан ответ на каждый из этих очень сложных вопросов, соседние страны должны действовать исходя из предположения, что дела находятся в их странах. Уже поступило сообщение о подозреваемом случае в Либерии.

Фото: https://polit.ru/

Следующие шаги

Правительства этих стран должны поддерживать инициированные ими высокие уровни бдительности и готовности. Необходимо сделать все, чтобы Эбола не попала в густонаселенные районы. Надо вести наблюдение, особенно в приграничных городах. Бригады по наблюдению за симптомами должны обращать внимание на такие симптомы, как лихорадка, головная боль, боль в суставах и покраснение глаз. Мероприятия по надзору также должны выявлять этнические группы, к которым принадлежат больные люди. Лучше учесть все возможные случаи, чем рисковать пропустить один.

Также следует посетить все больницы и поликлиники в приграничных городах. Карты пациентов должны быть проверены. Любые лекарства и вакцины, которые могут лечить болезнь, должны быть готовы к быстрому внедрению. И, наконец, Эбола начинается и заканчивается в сообществе. Очень важно активизировать, обучать сообщества и давать им возможность говорить что-то и сообщать о чем-то, когда они что-то видят.

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "В мире"