Год назад научный сотрудник, вирусолог Коннор Бэмфорд (Королевский университет Белфаста) написал статью для The Conversation о загадочной вспышке пневмонии в китайском городе Ухань, которая, как выяснилось, положила начало пандемии COVID-19. На момент написания материала очень мало было известно о болезни и вызывающем ее вирусе, но ученый предупредил о беспокойстве, связанном с новыми коронавирусами, сославшись на Сарса, Мерс и другие в качестве важных примеров.
Фото: https://ria.ru/
С тех пор – каждый день – мы продолжаем узнавать так много о SARS-CoV-2 и COVID-19, находя новые способы борьбы с пандемией и, несомненно, обеспечения большей безопасности в последующие десятилетия. Вот что мы узнали с января прошлого года и что нам еще предстоит узнать.
Изначально заболевание, которое мы теперь называем COVID-19, описывалось как воспаление легких или пневмония у пожилых людей. Но теперь мы знаем, что инфекция SARS-CoV-2 может вызывать широкий спектр симптомов у людей всех возрастов, от полного отсутствия симптомов до системного воспаления и смерти. А еще есть давние симптомы, от которых страдают многие – так называемый «затяжной COVID». Мы также начинаем различать различные фазы болезни, повреждения, нанесенные органам (например, сердце и мозг), и роль сопутствующих инфекций, вызываемых бактериями и грибками.
В январе 2020 года было ограниченное количество свидетельств передачи вируса от человека к человеку. Если это было так, то считалось, что он похож на своего родственника вируса SARS-CoV-1, вызывающего Sars, в том смысле, что инфекция распространяется относительно поздно в болезни, когда симптомы достигают своего пика. Тем не менее, ранние исследования показали, что распространение SARS-CoV-2 между людьми было очень эффективным, и что это могло произойти быстро и до того, как начнутся наихудшие симптомы. Это затрудняло контроль без чувствительных и специфических тестов с использованием теперь известного теста ПЦР. Социальное дистанцирование, гигиена и маски помогут ограничить распространение, наряду с изоляцией и карантином.
Сначала не было лечения или вакцины против COVID-19, кроме поддержки в больнице, такой как обеспечение кислородом, когда пациентам трудно дышать, или антибиотиками, когда они подхватывают вторичную бактериальную инфекцию. В течение нескольких месяцев после января исследователи быстро протестировали новые методы лечения COVID-19, выявив дексаметазон, и разработали множество безопасных и высокоэффективных вакцин против COVID-19, которые сейчас используются.
Фото: https://3dtoday.ru/
Хотя мы ежедневно узнаем о COVID-19, остается несколько важных научных вопросов, которые будут определять будущее SARS-CoV-2 и человечества на десятилетия. Во-первых, как SARS-CoV-2 будет развиваться, адаптироваться и меняться в течение следующего года перед лицом естественного или приобретенного иммунитета посредством вакцинации?
Второй, менее академический вопрос – важно ли это. Наши методы лечения и меры общественного здравоохранения по-прежнему будут работать, но как насчет наших вакцин? Мы продолжаем отслеживать, прогнозировать и понимать эволюцию SARS-CoV-2 в отношении «побега» вакцины, и все имеющиеся у нас данные свидетельствуют о том, что оно в лучшем случае минимально, и что наши текущие платформы вакцин достаточно надежны, чтобы при необходимости противостоять любым изменениям. Мы также должны внимательно следить за шансом распространения SARS-CoV-2 у другого вида, такого как норка.
Затем возникает вопрос, как SARS-CoV-2 будет взаимодействовать с другими вирусами, циркулирующими среди людей. В дыхательных путях человека обитают несколько вирусов, которые циркулируют вместе – часто у одного человека. Эти вирусы способствуют заражению другими вирусами или препятствуют ему. Теперь мы знаем, что благодаря социальному дистанцированию распространение большинства респираторных вирусов, таких как грипп и RSV, строго ограничено. Как они «отреагируют», когда меры по смягчению последствий, такие как социальное дистанцирование, прекратятся?
Наконец, мы должны определить происхождение SARS-CoV-2, чтобы предотвратить дальнейшее распространение SARS-CoV-2-подобных (или других патогенных коронавирусов) на людей. Мы знаем, что SARS-CoV-2, вероятно, появился недавно в Юго-Восточной Азии и что в конечном итоге вирус оказался в подковообразной летучей мыши. Но биологические и экологические шаги, предпринятые для достижения человека, остаются неясными. Решение этой головоломки поможет сохранить наше здоровье на десятилетия, точно так же, как это было сделано в отношении инфекций свиного и птичьего гриппа.
Фото: https://news.psu.edu/
Как сказал вирусолог Коннор Бэмфорд в своей статье год назад, эти эпидемии «являются постоянным напоминанием о необходимости инвестировать в исследования в области биологии и эволюции новых вирусов и, в конечном итоге, для определения безопасных и эффективных лекарств для лечения или вакцин для предотвращения серьезных заболеваний». Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что наука и ученые могут и будут приносить результаты при надлежащей финансовой и социальной поддержке. Как же тогда мы применим уроки COVID-19 к другим серьезным проблемам, таким как возникающие инфекции, устойчивость к противомикробным препаратам и изменение климата?