Мрачная история китобойного промысла поставила многие виды на грань исчезновения даже в отдаленных водах северного и южного полюсов. Только вокруг Антарктиды всего за 70 лет погибло более 1,3 миллиона китов. Масштабы этого промышленного промысла полностью уничтожили многие популяции крупных китов в Южном океане. Но спустя почти 40 лет после того, как коммерческий китобойный промысел закончился, мы, наконец, видим признаки того, что некоторые из наиболее популярных видов выздоравливают.
Фото: https://semutaspal.com/
В недавнем исследовании ученые сообщили, что синих китов, которые когда-то ценились китобоями за их гигантские размеры, увеличивается в количестве в водах, окружающих субантарктический остров Южная Георгия, и за последние девять лет каталогизирована 41 новая особь. В Южной Георгии ежегодно погибало около 3000 синих китов на пике охоты в начале 20 века. Воды, окружающие остров, богаты крилем, который едят эти киты, и ученые считают, что их возвращение знаменует «повторное открытие» этой океанической кладовой новыми поколениями.
Аналогичные признаки выздоровления были зарегистрированы для горбатых китов в западной части Антарктического полуострова. На крайнем севере количество гренландских китов в западной части Арктики, по-видимому, приближается к численности, которую в последний раз видели в дни, предшествующие китобойному промыслу, в то время как финвалы и малые полосатики теперь регулярно встречаются в Чукотском море недалеко от Аляски.
С исчезновением китобойного промысла полярные моря стали одними из лучших мест для этих океанских гигантов, чтобы восстановить свои популяции. Их среда обитания здесь все еще относительно нетронута и на данный момент содержит довольно стабильные запасы пищи. В Арктике до сих пор коренные народы собирают натуральный урожай, хотя эти охоты тщательно контролируются.
Приостановление в 1984 г. коммерческого китобойного промысла предотвратило вымирание крупных китов в полярных водах, но не может защитить их от нового давления, которое возникнет по мере того, как глобальное потепление изменит эти регионы. Так что же означают эти быстрые изменения для все еще хрупкого восстановления видов полярных китов?
Фото: https://www.dialog.ua/
В течение следующих нескольких десятилетий киты на полюсах столкнутся с несколькими новыми источниками стресса, от потепления воды, нарушающего их снабжение пищей, до загрязнения окружающей среды и коммерческого рыболовства. С меньшим количеством морского льда и более продолжительными периодами безо льда летом, более легким доступом к Северному и Южному океанам и их ресурсам, многие отрасли промышленности соблазняются расширяться или обосноваться в этих удаленных водах. Интенсивность движения судов, особенно в Арктике, увеличивается, и киты являются одним из наиболее уязвимых объектов для усиливающегося шума и потенциально смертельной угрозы столкновения.
Ученые узнали, как минимизировать воздействие человеческой деятельности на китов в более оживленных водах за пределами Арктики и Антарктики. В рамках текущего исследовательского проекта, финансируемого Европейской комиссией, они пытаются применить эти уроки в Арктике, чтобы помочь защитить китов от растущего присутствия судоходства.
Ученые также знают, что снижение скорости передвижения судов уменьшает вероятность смертельных столкновений с китами, а также дает дополнительное преимущество в виде уменьшения шума, производимого судами. Подобно тому, как планировщики ограничений скорости устанавливают в оживленных центрах городов, чтобы снизить риск наезда автомобилей на пешеходов, мы можем создавать зоны замедления для судов в местах, которые, как мы знаем, используются китами. Задача в Арктике состоит в том, чтобы найти, где такие меры будут наиболее эффективными, где они будут безопасными для реализации, и как мы можем обеспечить выполнение таких мер, когда людей поблизости нет.
Одним из источников стресса, который мы можем достаточно хорошо отслеживать и оценивать, является распространенность шумового загрязнения морской среды благодаря подводным записывающим устройствам, называемым гидрофонами. Большие корабли производят громкий низкочастотный шум, который может распространяться далеко под водой. Киты полагаются на звук, чтобы ориентироваться в темной подводной среде обитания, но шум судов может помешать им эффективно общаться и добывать пищу. Это немного похоже на попытку поговорить с другом в переполненном ресторане.
Фото: https://ar.pinterest.com/
Но для китов это может быть больше, чем просто раздражение, это может быть смертельно опасным: одно исследование показало, что окружающий шум увеличивает риск разлучения горбатых матерей и телят. В настоящее время в Арктике ведутся исследования для выявления районов, в которых усиление шума от судов может влиять на китов и где действия, например, перемещение морских путей подальше, могут помочь.
Во многих случаях в наших отношениях с китами жадность заменяется очарованием. Теперь мы понимаем их как полезные индикаторы здоровья океана, а также как высокоинтеллектуальных существ со сложной культурой, которых мы обязаны защищать. Тем не менее, чтобы добраться туда, где мы находимся, потребовалось более 40 лет, и тот факт, что многие популяции китов – включая белух, гренландцев и некоторых горбатых – все еще находятся в затруднительном положении, говорит о том, что нам еще предстоит пройти путь. Не все виды, на которых когда-то охотились коммерческие китобои, выздоравливают, даже при принятии долгосрочных мер защиты. Яркими примерами являются кашалоты в южном полушарии и серые киты западной популяции в российской Арктике.
Ученым еще есть чему поучиться. Но они знают достаточно, чтобы понять, что дальновидный взгляд на потребности и уязвимые места этих прекрасных созданий необходим, чтобы сохранить им будущее.