Главная / В мире

Спрос на мясо ведет к вырубке лесов в Бразилии. Изменения в соевой промышленности могут остановить это

Александр Алексеенко - 20.12.20 (обновлено 20.12.20)

Соя может иметь довольно безобидную репутацию из-за того, что она ассоциируется с веганской едой и мясными альтернативами. Но не дайте себя обмануть – посевы этого бледного бобового растения во многом повлияли на бразильскую эпидемию вырубки лесов. С 2000 года Бразилия удвоила свою общую площадь плантаций сои до 36 миллионов гектаров и стала крупнейшим производителем в мире. Это расширение уничтожило обширные участки леса и другие среды обитания в некоторых из самых биоразнообразных регионах страны.

Фото: https://indicator.ru/

Около 75% сои, производимой в мире, используется в качестве корма для животных, и большая часть сои, импортируемой в Европу, идет на птицефабрики и свиноводческие фермы. В результате будущее тропических лесов и саванн Бразилии – не говоря уже о поддерживаемом ими биоразнообразии и хранении углерода – зависит от содержимого обеденных столов во всем мире.

Связь между мясом, соей и обезлесением может быть невидимой для потребителей, но эта связь хорошо известна тем, кто занимается производством и продажей обоих продуктов. Ученые исследовали эту цепочку поставок, чтобы выяснить, что мешает предприятиям остановить разрушение среды обитания в Серрадо в Бразилии, тропической саванне, где соевое сельское хозяйство набирает обороты.

Прибыльная отрасль

Саванны Серрадо окружают западные границы тропических лесов Амазонки. Большая часть продолжающейся вырубки лесов и расчистки среды обитания здесь законна – землевладельцам разрешено вырубать до 80% своих земель для ведения сельского хозяйства. Понятно, что решение этой проблемы – это не отсеивание обидчиков.

Когда исследователи говорили с местной ассоциацией производителей сои, то им сказали, что регулирование вынуждает их оставлять от 20% до 35% Cerrado для природы, но этого трудно достичь. Просьбы их улучшить это без компенсации, по-видимому, только вызовут жалобы и могут повысить вероятность того, что землевладельцы очистят места обитания от своей собственности, пока закон все еще разрешает это. Некоторые утверждали, что требования к бразильским производителям прекратить вырубку лесов из-за того, что это беспокоит европейских потребителей, напоминают о колониальном прошлом Бразилии и ставят под угрозу их права. Соя рассматривается как путь к национальному развитию. Любые правила, вводимые из-за границы, которые угрожают этому, могут только ухудшить положение.

Почему бы не дать компенсацию жителям Серрадо за выращивание сои без вырубки лесов? Ну, непонятно, кому за это платить. Отделение сои, свободной от вырубки лесов, от других продуктов приведет к увеличению затрат для компаний, закупающих и экспортирующих сою. В то время как европейские розничные торговцы подписывают соглашения о прекращении вырубки лесов в своих цепочках поставок, их реализация зависит от сотрудничества производителей и торговцев. Розничные торговцы утверждают, что перекладывание затрат на потребителей путем увеличения цен на такие продукты, как свинина, тоже является тупиком. Роль сои в мясной промышленности незнакома большинству людей, так как же убедить потребителей платить больше за экологически чистый продукт, преимущества которого они могут не осознавать?

Фото: https://ru.agroday.com.ua/

Выращивание сои на обезлесенных землях – очень прибыльный бизнес для тех, кто в этом участвует, от спекулянтов землей, ищущих более дешевые участки на границе с лесами, до производителей и дистрибьюторов сои и банков, финансирующих это. Коренные общины, перемещенные из-за расширения сельскохозяйственных угодий, явно проигрывают. Если они будут сопротивляться, их могут убить. Такой прибыльный бизнес можно сделать устойчивым только в том случае, если для этого есть финансовое обоснование. Прямо сейчас нет. Производители сои хорошо организованы и обладают политическим влиянием, и они требуют равноправного партнерства при переходе к устойчивости, а не навязывания им экологических правил.

Глобальное сотрудничество для локальных решений

Товары перемещаются между странами и рынками в плотной сети обменов. Инструменты обработки данных все лучше разделяют их, чтобы выявить компании и страны-потребители, связанные с вырубкой лесов. Это недавно помогло Франции отказаться от бразильской сои, что усиливает давление на правительство Жаира Болсонару, но может означать, что производители просто поставляют на другие рынки более низкие стандарты.

Помощь производителям сои в соблюдении национальных законов, например, сохранение среды обитания как минимум на 20% их собственности, может помочь укрепить доверие между производителями и людьми и организациями, требующими сои без вырубки лесов. Это может показаться не очень амбициозным, но даже небольшие улучшения в бразильском соевом хозяйстве были трудными. Правительство Болсонару урезало бюджет для экологических инспекторов и сигнализировало некоторым производителям, что оно не желает обеспечивать соблюдение национальных законов. Поддержка партнерства между правительством страны и штата, а также местными и международными организациями, которые хотят поддерживать собственные стандарты Бразилии, может создать необходимое доверие для внесения более значительных изменений.

Другой вариант – побудить фермеров производить продукцию на деградированных землях, а не пытаться переустроить новые леса. Исследования показывают, что площадь вырубленных лесов может быть использована для удвоения текущего производства сои. Но выращивание сельскохозяйственных культур на деградированных землях на самом деле дороже, чем выращивание на лесных землях.

Здесь могут помочь международные инициативы. Программа ООН по окружающей среде и другие партнеры запустили механизм ответственных товаров для предоставления льготных кредитных линий бразильским фермерам, выращивающим сою и кукурузу, которые обязуются использовать деградированные пастбища и избегать вырубки лесов и местных пастбищ для ведения сельского хозяйства. Подобные решения требуют, чтобы люди в Европе думали не только о своих потребностях – о сочной куриной ножке, произведенной без вины за вырубку лесов – в первую очередь о ценностях и приоритетах людей, которые работают над тем, чтобы положить эту курицу на стол.