Природный заповедник в Индии вскоре может стать единственным местом в мире, где обитают дикие популяции четырех основных видов крупных кошек – тигра, льва, леопарда и гепарда. Куно-Палпур в центральном штате Мадхья-Прадеш, возможно, не одно из самых известных святилищ Индии, но, безусловно, становится одним из самых противоречивых. В начале 2020 года верховный суд страны согласился с тем, что органы по охране дикой природы могут повторно ввезти гепарда в Индию через 70 лет после его местного исчезновения.
Фото: https://www.ntshava.com/
Когда-то гепарды бродили по большей части Индии и Ближнего Востока, но сегодня вся азиатская популяция этих хищников ограничена несколькими десятками животных в отдаленных регионах Ирана. Нежелание иранских властей расстаться с любым из этих редких существ привело Индию еще дальше в ее попытках обезопасить население. В настоящее время излюбленным вариантом являются африканские гепарды из Намибии, где проживает самая большая популяция в мире.
Куно-Палпур был определен как предпочтительное место для программы переселения в Индию, так как здесь есть большие луга, идеально подходящие для того, чтобы гепард мог набирать скорость, не беспокоясь о деревьях или других препятствиях. Эти пастбища образовались, в основном, за счет удаления деревень и повторного освоения сельскохозяйственных земель, чтобы освободить место для переселения азиатского льва.
Азиатский лев сам по себе вымирающий вид. Как и азиатский гепард, когда-то он был обычным явлением по всей Индии и на Ближнем Востоке, но теперь он выжил только как единственная популяция, насчитывающая почти 700 особей в Гир-Форест, национальном парке в штате Гуджарат, на западе Индии. Опасения по поводу того, что одного разрушения, такого как вспышка болезни или эпидемия браконьерства, может оказаться достаточно для вымирания всего вида, побудили искать для этих больших кошек второй дом. Эти поиски закончились идентификацией Куно-Палпура почти 30 лет назад.
В 2016 году Верховный суд Индии, сославшись на недопустимые задержки, постановил, что процесс переселения львов должен быть завершен в течение шести месяцев. В то же время суд отклонил параллельное ходатайство о реинтродукции гепардов, мотивируя это тем, что было бы парадоксально преувеличивать требования экзотического подвида (африканских гепардов) над требованиями эндемика (азиатские львы).
Фото: https://nat-geo.ru/
Сегодня в Куно-Палпуре львов все еще нет, хотя здесь сохраняется стабильная популяция леопарда. Это несоблюдение широко приписывается узкой политике, окутанной тем, что было описано как гордость гуджарати. Несмотря на то, что согласно конституции Индии вся дикая природа считается национальным ресурсом, Гуджарат, похоже, полон решимости сохранить свою государственную монополию на этих существ.
Затем, в начале 2020 года, суд неожиданно развернулся на 180 градусов и дал зеленый свет для начала реинтродукции гепарда. Некоторые эксперты поставили под сомнение научную обоснованность этого решения. Например, они указывают на то, что гепард – это широко распространенный вид, который, как известно, путешествует по территориям площадью до 1000 кв. км за один год. Индийские парки, как правило, намного меньше, чем в Африке, что дает меньше возможностей для свободного передвижения. И хотя среда обитания в настоящее время подходит для гепардов и львов, некоторые опасаются, что в конечном итоге она может превратиться в сухой, заросший кустарником лес, более подходящий для тигров.
Есть также достоверные свидетельства того, что тигры уже расселяются в Куно-Палпур, поскольку животные из заповедника в соседнем Раджастане пытаются избежать территориальной перенаселенности. Это говорит о том, что между двумя заповедниками существует действующий коридор дикой природы, что является заявленным приоритетом для сохранения природы Индии.
Это непростой вопрос. Поскольку Верховному суду все чаще приходится выносить решения между различными фракциями, эти головоломки, вероятно, усилятся в будущем. В настоящее время нет научных данных, позволяющих предположить, что гепарды, львы, тигры и леопарды могут комфортно сосуществовать в одной среде обитания. Такого нигде раньше не происходило, поэтому нет реального опыта, на который можно было бы опираться.
Фото: https://www.tripadvisor.com/
В недавнем исследовании было обнаружено, что дикая природа Индии становится все более коммерциализированной, и многое из того, что мы принимаем как рациональное сохранение, можно так же легко рассматривать через призму экономики, которая отражает преимущества туризма. На первый взгляд схема гепарда больше похожа на тщеславный проект, чем на необходимость сохранения; несомненно, благо для туризма дикой природы, но, возможно, также представляет угрозу внутривидового конфликта и конфликта между человеком и дикой природой.