Под давлением фермеров и общественности правительство острова в Индийском океане недавно объявило о плане убрать 10% из своих 80 000 фруктовых летучих мышей, чтобы защитить фруктовую промышленность страны.
Уничтожение летучих мышей на Маврикии чревато глубокими разногласиями и укоренившимися интересами. Никто не спорит, что фруктовая летучая мышь – разгадка кроется в ее названии – может нанести ущерб урожаю личи и манго в государственных и частных садах. Вот почему давление со стороны фермеров, выращивающих фрукты, и широкой общественности заставило правительство приказать уничтожить десятки тысяч летучих мышей – по крайней мере, треть популяции вида – в 2015, 2016, 2018 и 2019 годах. Многие защитники природы считают, что эти выбраковки противоречат правилам Конвенции ООН о биологическом разнообразии, которую Маврикий был первой страной, подписавшей и ратифицировавшей ее в 1992 году.
Фото: https://kstnews.kz/
Это привело к постоянным спорам и усилению разногласий между фермерами, сельскохозяйственными компаниями, торговцами фруктами, учеными-экологами, правительственными учреждениями, СМИ и общественностью.
Эти летучие мыши не встречаются больше нигде в мире. Вот почему природоохранные организации, как на Маврикии, так и в других местах, высказывают опасения, что эти повторяющиеся выбраковки могут привести к уничтожению их популяции. Летучие мыши на крупных островах особенно уязвимы, потому что репродуктивные показатели низкие: самки рожают в лучшем случае только одного детеныша в год, что затрудняет возмещение потерь популяциям. Шесть из восьми исчезнувших летучих мышей, включая Гуамскую летучую лисицу и меньшую летучую лисицу Маскарена, были похожими видами, которые уступили аналогичным сочетаниям интенсивной охоты и потери среды обитания.
Маврикий уже потерял два вида летучих мышей до исчезновения, и его плодовые летучие мыши теперь находятся в такой же опасной ситуации. Остается менее 4% их естественных лесов, поэтому у летучих мышей не так много возможностей для восстановления после выбраковки.
Однако в этом случае конфликта между человеком и дикой природой есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, хотя и правительство, и СМИ обычно изображают это как сельскохозяйственную проблему, связанную с потерей доходов фермерами, несколько академических исследований показали, что большая часть ущерба фруктам в садах острова вызвано не летучими мышами, а птицами, часто являющимися инвазивными видами на Маврикии. Летучие мыши, однако, являются гораздо лучшими козлами отпущения.
Летучие мыши специально не нацелены на фруктовые сады, но, к ужасу многих маврикийцев, также посещают задние дворы людей, кормятся большими группами и создают много шума и беспорядка. Эти вторжения очень раздражают и, конечно, не помогают летучим мышам с их популярностью. Как ни странно, в ходе недавнего исследования было обнаружено, что именно широкая публика наиболее враждебно относится к летучим мышам, многие хотят их исчезновения. Владельцы фруктовых садов относились к летучим мышам мягче («не на моем заднем дворе»), желая, чтобы ущерб был устранен, но летучие мыши оставили в покое.
Существует также политический аспект любого конфликта между человеком и дикой природой, затрагивающий политические и экономические интересы, а также относительную динамику институтов. Было бы несправедливо предполагать, что все правительство Маврикия выступает за убийство летучих мышей, или что это обязательно его собственный курс действий по выбору. Хотя министерство агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности может заказывать отбраковку, его собственные субагентства по сохранению и развитию сельского хозяйства также стремятся изучить более мягкие решения с минимальными ресурсами. С этой целью серия семинаров и диалогов с различными группами и государственными учреждениями в период с 2017 по 2018 год дала первоначально многообещающие результаты.
Фото: https://theconversation.com/
Между тем, научное сообщество по охране природы неоднократно подчеркивает важность принятия обоснованных решений в отношении выбраковки летучих мышей. Международный союз охраны природы (МСОП) издал официальные письма, принял официальную резолюцию и заявление о позиции, призывая к развороту в отношении забоя. Он даже направил специализированную техническую помощь в виде посредников по сохранению и экспертов по летучим мышам, попросив правительство Маврикия разработать альтернативы.
Решения по контролю несмертельного ущерба действительно существуют. Например, фруктовые сады можно накрыть сетками или деревья можно высаживать рядами и обрезать, чтобы они оставались маленькими, что значительно улучшает эффективность использования сетки, а также урожайность. Было показано, что такие методы хорошо работают в Австралии и были продемонстрированы экспертами с фермы по выращиванию личи в Квинсленде во время семинара по плетению деревьев, проведенного в сотрудничестве между МСОП, Маврикийским фондом дикой природы (НПО) и правительством Маврикия.
Но конфликт, похоже, зашел в тупик, так как предлагаемые практические меры невозможно реализовать. Пока люди разделены и ни одна из сторон не доверяет другой, аргументы, основанные на фактах, просто не получат поддержки. Существует большая потребность в обширной посреднической работе, чтобы сблизить стороны и восстановить отношения сотрудничества. Как это часто бывает в сложных конфликтах между людьми и дикой природой, недостающим элементом является признание того, что вы редко решаете сложную социальную проблему, споря о фактах.
Общественное мнение глубоко разделено, и возрастающая напряженность между фермерами, общественностью, защитниками природы и правительством является основным препятствием на пути прогресса. Вскоре это может стать непреодолимым препятствием для поиска общеприемлемого пути вперед.