Главная / В мире

Чанъэ 5: Китай запустил миссию по возвращению образцов, собранных на Луне

Александр Алексеенко - 24.11.20 (обновлено 24.11.20)

Китай был единственной страной, высадившейся на Луне спустя более 40 лет – со времен советской лунной программы. Его недавние миссии Chang'e (1-4) продемонстрировали, что Китай может не только выйти на орбиту и приземлиться на Луне, но и успешно управлять марсоходом. 24 ноября Китайское национальное космическое управление запустило Chang'e 5 – последний из серии.

космосФото: https://theconversation.com/

Эта миссия по сбору и возврату образцов впечатляет. Недавние неудачные посадки на Луну израильской миссией, финансируемой из частных источников, и индийского посадочного модуля Vikram показывают, насколько все еще сложны такие миссии. Неужели это единственный случай, когда Китай использует исследования космоса, чтобы показать миру, что его новые научные и технологические возможности соперничают с западными? И если да, то каковы последствия?

Миссия

Chang'e 5 (названный в честь китайской богини Луны) предназначен для сбора образцов из Mons Rümker, базальтового купола шириной 70 км и высотой 500 метров в районе Oceanus Procellarum Mare на ближней стороне Луны. Затем планируется доставить на Землю 2 кг пробуренных и извлеченных образцов. Если миссия увенчается успехом, планетологи смогут проверить некоторые ключевые теории происхождения Луны и каменистых планет внутренней Солнечной системы, которые восходят к эпохе Аполлона.

Возраст каменного тела можно оценить по плотности кратеров. Чем дольше существует тело, тем больше обломков забросало его поверхность. Но это не очень точное измерение. Оценки возраста Монса Рюмкера и его окрестностей, полученные по количеству ударных кратеров на нем, варьируются от более 3 миллиардов до 1 миллиарда лет.

Абсолютный возраст возвращенных образцов будет определен с помощью радиометрического датирования. Это метод датировки геологических образцов путем определения относительных пропорций конкретных радиоактивных изотопов (элементов с большим или меньшим количеством частиц в ядре атома, чем в стандартном веществе), которые они содержат. Это поможет нам лучше понять, насколько плотность кратеров соответствует возрасту. И это затем можно использовать для улучшения моделей возраста поверхности Луны и Марса, Меркурия и Венеры с учетом плотности кратеров.

лунаФото: https://itc.ua/

Новая космическая гонка

Мало кто будет спорить с тем фактом, что развитие космической программы Китая, которая включает в себя спутники, полеты людей и космическую станцию, запланированную на 2022 год, было быстрым и успешным. Но у него есть конкуренция. Программа Artemis, возглавляемая США, поставила цель вернуть людей на Луну к 2024 году, что, в частности, произойдет до высадки любого китайского тайконавта.

Европейское космическое агентство также имеет свои собственные планы относительно Луны, в том числе европейский большой логистический спускаемый аппарат EL3, который нацелен на доставку 1,3-тонного посадочного модуля с новыми научными экспериментами в конце 2020-х годов. Однако планы Китая относительно Луны становятся более амбициозными, чем планы Европы. Новая группа из 18 китайских стажеров-тайконавтов недавно начала свое обучение с долгосрочными целями: пилотировать свою новую космическую станцию, ходить по Луне и в конечном итоге достичь Марса.

Ракетным топливом для этого быстрого роста являются расходы на исследования в Китае. Страна близка к достижению своей цели расходовать 2,5% своего растущего ВВП на исследования и разработки. Это сокращает разрыв с Соединенными Штатами, которые потратили 2,8% ВВП в 2018 году. В настоящее время Великобритания тратит около 1,7% своего ВВП на исследования и разработки.

Возможности Китая, несомненно, будут расти. Джон Бриджес, профессор планетологии из Лестерского университета говорит о научном интересе к программе Китая, поскольку непонятно, как это повлияет на исследования будущих поколений. Начнут ли китайские университеты возглавлять космические исследования и влиять на рейтинги, в которых в настоящее время доминируют западные университеты? Хорошо ли такое быстрое развитие, учитывая, что китайское государство недемократично?

лунаФото: https://www.hqwalls.com/

Но есть и основания для оптимизма, например, возможное сотрудничество – по крайней мере, между Европой и Китаем. Тот факт, что многие геохимические модели формирования Луны и планет берут свое начало в 380 кг образцов, доставленных миссиями Аполлона, означает, что во всем мире ученые испытывают волнение по поводу отбора образцов из новой области Луны. Ученые-планетологи на западе действительно проявляют большой интерес к Chang'e 5 и китайской лунной программе.

Джон Бриджес считает, что присутствие многих китайских студентов в европейских кампусах за последнее десятилетие может способствовать дальнейшему сотрудничеству и изменениям. COVID-19 мешает этому сейчас, поэтому есть надежда, что Chang'e 5 будет успешным и станет маршрутом к будущему сотрудничеству, которое может помочь разрядить напряженность. При этом Бриджес приводит в пример успешное соединение советско-американской космической станции Skylab в 1973-74 годах. Это было противовесом политике эпохи «холодной войны» того времени, и это произошло, несмотря на отсутствие демократии в Советском Союзе.