Европейский Союз возлагает большие надежды на то, что Джо Байден быстро приступит к работе над значительным глобальным списком «дел», когда он вступит в должность президента США в январе. Это включает в себя возобновление приверженности многосторонности и конкретные гарантии НАТО и ООН, а также повторное присоединение к Парижскому соглашению по климату и иранскому ядерному соглашению.
Представители ЕС поспешили поздравить Байдена, будучи уверенными, что смогут работать с ним более позитивно, чем с Трампом. С точки зрения ЕС, Трамп в лучшем случае оказался спорным, а в худшем – препятствием. Он усложнил жизнь практически во всех областях политики, от безопасности до изменения климата. Политики, выступающие против истеблишмента в Венгрии, Польше, Италии, упустят мастера «мегафонной дипломатии» – и популистские тенденции по обе стороны Атлантики вряд ли исчезнут в одночасье – но большинство лидеров ЕС, вероятно, будут плодотворно работать с Байденом и его администрацией.
Фото: https://www.eurosport.ru/
Байден, похоже, тоже стремится восстановить репутацию Америки во всем мире. Но при этом он может использовать возможность пересмотреть некоторые ключевые условия. Он может пожелать обсудить бюджет НАТО и получить условия для возобновления сотрудничества с Парижским соглашением по климату, Всемирной торговой организацией и Всемирной организацией здравоохранения. Все это очень важные вопросы для Европы. По его собственным словам, Байден полон решимости «сделать дипломатию главным инструментом внешней политики Соединенных Штатов». Некоторые из его предложений «вернуть Соединенные Штаты во главу стола», работая с союзниками, скорее всего, будут иметь успех. ЕС, в частности, поддержит решимость Байдена провести саммит по глобальной демократии и дать отпор авторитаризму и коррупции, одновременно продвигая права человека.
Другие цели могут найти меньше поклонников, в том числе «внешняя политика для среднего класса». Эта концепция основана на восстановлении лидерства США в мировой экономике, что само по себе основано на жестких переговорах по тарифам с Китаем и, возможно, с ЕС. Однако с точки зрения перезагрузки ЕС тон положительный. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен уже говорила об «обновленном партнерстве» между двумя сторонами, поздравляя Байдена с его результатом.
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон также намерены улучшить двусторонние отношения и улучшить отношение к развитию НАТО. Макрону и Меркель, в частности, президентство Байдена обещает не только возобновление поддержки многосторонности в целом, но и особое внимание к тому, как именно партнерство ЕС-США может добиться прогресса в достижении ключевых глобальных целей, включая изменение климата.
Однако наибольшую выгоду от смены администрации может получить Ирландия. Байден часто и с гордостью говорил о своих ирландских корнях и публично сетовал на различные последствия Brexit, от опасений по поводу Соглашения Страстной пятницы до более широких отношений Европы с Великобританией. Таким образом, Ирландия может оказаться в уникальном положении посредника по Brexit между Белым домом, Великобританией и ЕС, заменив традиционную роль в наведении мостов, которую Великобритания играла.
Фото: https://politinform.su/
Избрание Байдена также является долгожданным событием для официальных лиц ЕС в Брюсселе. Они надеются, что он окажет реальное давление на правительство Великобритании, чтобы быстро заключить сделку с ЕС, а затем перезагрузить отношения между Великобританией и ЕС. Оба требования станут проблемой для Великобритании.
Серия личных противоречий и политических антипатий может подорвать первоначальные попытки начать американо-британские «особые отношения» при Байдене. Ошибки премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, включая грубость в адрес бывшего президента Барака Обамы и бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, не вызовут у нового президента симпатии к нему. Что еще более важно, Трамп был ярым сторонником Джонсона и энтузиастом сторонников Брексита. Джонсон регулярно и публично отвечал на одолжение, оставаясь в значительной степени поддерживающим Трампа, хотя и не всей его политики. На завершающей стадии избирательной кампании Байден ясно дал понять, что отношение США к Великобритании почти полностью зависит от двух факторов.
Во-первых, способность Великобритании навести мосты с ЕС как дипломатически, так и посредством торговли. Хотя Трамп и Джонсон разделяли глубоко укоренившееся отвращение к ЕС, Байден «глубоко сожалеет о выходе Великобритании из ЕС».
Во-вторых, более разумное решение ирландского пограничного вопроса. Хотя недавние и весьма спорные изменения, внесенные британским правительством в соглашение о выходе Великобритании из ЕС, остались в основном незамеченными администрацией Трампа, потенциальное влияние на Соглашение Страстной пятницы вызывало реальную озабоченность как Байдена, так и демократов. Сделка между Великобританией и ЕС, пусть и непростая, в конечном итоге неизбежна. Но чтобы завоевать доверие Байдена, Джонсону нужно будет преодолеть укоренившееся недоверие к новой администрации США.
Фото: https://gsy.bailiwickexpress.com/
В 2021 году разговоры о торговых сделках с США – которые, возможно, и преждевременны – скорее всего, будут смещены в сторону ЕС, а не Великобритании. Общие точки соприкосновения должны быть найдены в другом месте. К счастью, у Великобритании есть три основных возможности в 2021 году занять серьезное лидерство на мировой арене наряду с США. К ним относятся ротация председательства в Совете Безопасности ООН в феврале, проведение отложенного саммита ООН по климату COP26 в ноябре и ротация председательства в G7 на весь 2021 год.
Все три являются отличными форумами, на которых Великобритания может возобновить свои собственные внешнеполитические цели после Брексита, одновременно поддерживая цели Байдена «обновить альянсы между демократическими странами, укрепить международные институты в рамках ООН и принять меры по борьбе с изменением климата».
В международных отношениях назрел период стабильности. Задача Джонсона – утвердить свои дипломатические полномочия после Брексита и выстроить новый набор отношений с США – и все его европейские коллеги должны работать вместе с Байденом, чтобы работать над глобальным списком дел.