Еще до того, как Дональд Трамп был избран президентом США в 2016 году, исследователи, изучающие отступление от демократии, подъем авторитарных режимов и их политику, опасались, что его программа «Америка прежде всего» создаст серьезную угрозу демократическим нормам и верховенству закона. Находясь на своем посту, президент неоднократно отказывался признать результаты выборов. Он призвал к уголовному преследованию своих политических врагов, критиковал судей за решение, вынесенное против его администрации, и наградил своих политических союзников помилованием, когда они нарушили закон.
Фото: https://www.gazeta.ru/
В недавней статье в Journal of Human Rights был рассмотрен широкий спектр свидетельств очевидных угроз администрации Трампа различным международным обязательствам, а также демократическому правлению. Там показано, как политика Трампа «Америка прежде всего» напрямую подорвала международный режим прав человека. И хотя критики внешней политики Соединенных Штатов и раньше утверждали, что США часто не соблюдают права человека, нынешний момент особенно опасен.
Программа Трампа в первую очередь для Америки, и особенно явные нарушения его администрацией многих устоявшихся международных норм, нанесли ущерб глобальной репутации Америки. Администрация Трампа практически не делает вид, что заботится о правах человека по сравнению с другими приоритетами. Это и напрямую подрывает защиту прав человека в США, и подталкивает других мировых лидеров к нарушению прав человека.
Рассмотрим реакцию Трампа на вывод американских спецслужб о том, что руководство Саудовской Аравии заказало убийство журналиста Washington Post Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле, Турция. Трамп объяснил, почему он продолжал поддерживать Саудовскую Аравию: «Все дело в «Америке прежде всего». Мы не собираемся отказываться от заказов на оружие на сотни миллиардов долларов».
Еще до своего избрания Трамп выступал за политику, противоречащую давно устоявшимся международным нормам. В ходе своей кампании 2016 года он позорно призывал к применению пыток против подозреваемых в терроризме, что безоговорочно запрещено международным правом.
В качестве президента Трамп помиловал различных военных преступников, в том числе солдат, осужденных за жестокие действия, которые, по мнению ученых-юристов, «могут поощрять преступное поведение с ожидаемой безнаказанностью на поле боя».
Фото: https://sojo.net/
Возможно, еще более проблематично то, что сейчас США действуют таким образом, который прямо и открыто нарушает основные договоренности по правам человека. Кроме того, он является аутсайдером по отношению к основным международным правозащитным учреждениям.
Конвенция 1951 года о беженцах прямо запрещает дискриминацию по «расе, религии или стране происхождения». Однако, как известно, администрация ввела запрет на поездки, который также коснулся беженцев, на основании неоднократного призыва Трампа к запрету для мусульман.
Более широкая враждебность к иммигрантам и беженцам также жестоко отразилась в широко осуждаемой политике отделения членов семей друг от друга – фактически, запирая детей в клетках. В июне 2018 года, на следующий день после того, как Верховный комиссар ООН по правам человека назвал практику разлучения семей в США «санкционированным правительством жестоким обращением с детьми», администрация Трампа вышла из организации, осудив ее политику.
Правительство Трампа усилило враждебность США к другому крупному институту, Международному уголовному суду (МУС), по всей видимости, из-за наглости рассматривать возможные нарушения прав человека со стороны США. В марте 2020 года прокурору МУС было дано разрешение начать официальное расследование военных преступлений в Афганистане, потенциально включая действия, совершенные персоналом США. Когда в июне администрация Трампа приняла ответные меры, введя мстительные экономические санкции и визовые ограничения для сотрудников судов, она в первую очередь прямо сослалась на Америку.
Фото: http://koreyaportal.com/
Некоторые из наиболее неприятных практик Трампа связаны с его неудобным почитанием к множеству автократов и тиранических режимов. На протяжении многих лет Трамп открыто восхищался северокорейским Ким Чен Ыном за его авторитарную политику. Слова и поступки Трампа часто повторяют его поведение. Он использует авторитарную риторику, чтобы назвать СМИ «врагами народа», и назвал демократов антиамериканскими и предательскими за то, что они выступили против некоторых из его политик.
Во время протестов Black Lives Matter в начале июня 2020 года сотрудники федеральных правоохранительных органов разогнали мирную демонстрацию возле Белого дома с помощью химического газа и резиновых пуль. Трамп призвал губернаторов США «доминировать на улицах» и приветствовал использование «подавляющей силы» в Twitter. Он также неоднократно обещал отправить военных для подавления внутреннего «восстания».
Также мировая общественность обеспокоена открытыми усилиями США по пересмотру и строгому ограничению глобальной повестки дня в области прав человека. Комиссия по неотъемлемым Правам, созданная государственным секретарем США Майком Помпео, приводит доводы в пользу узкого понимания прав человека, определения приоритетов, что он назвал «естественные права», такие как религиозные права. Это противоречит международному консенсусу в отношении прав и может значительно снизить защиту многих групп уязвимых людей, включая ЛГБТК.
В отличие от некоторых прошлых нарушений прав человека американцами, эти нарушения администрации Трампа носят публичный и перформативный характер. Они посылают тревожные сигналы об идентичности США. И если американцы переизберут Трампа в ноябре, это станет для мира убедительным сигналом о том, что США не ставят во главу угла права человека, верховенство закона и демократию. Это могло иметь разрушительные последствия как внутри страны, так и за рубежом. Внутри страны права будут по-прежнему ущемляться и ограничиваться, в то время как нарушения прав человека во всем мире будут косвенно наказываться, из-за чего правозащитникам будет сложнее бороться с этими нарушениями.