Восемь стран подписали Artemis Accords, набор руководящих принципов, касающихся программы по исследованию Луны. Соединенное Королевство, Италия, Австралия, Канада, Япония, Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты и США в настоящее время являются участниками проекта, который направлен на возвращение людей на Луну к 2024 году и создание лунной базы с экипажем к 2030 году.
Это может показаться прогрессом. Страны в течение ряда лет боролись с вопросом о том, как управлять человеческими поселениями на Луне и как управлять любыми ресурсами. Но ряд ключевых стран серьезно обеспокоены соглашениями и пока отказываются их подписывать.
Фото: https://glagol.press/
Предыдущие попытки управлять космосом основывались на кропотливых международных договорах. Договор о космосе 1967 года заложил основополагающие принципы освоения космоса человеком – он должен быть мирным и приносить пользу всему человечеству, а не только одной стране. Но в договоре мало деталей. В Соглашении о Луне 1979 г. была сделана попытка предотвратить коммерческую эксплуатацию космических ресурсов, но лишь небольшое число государств ратифицировало его – США, Китай и Россия – нет.
Теперь, когда США реализуют программу «Артемида», остро встал вопрос о том, как государства будут вести себя при исследовании Луны и использовании ее ресурсов. Подписание соглашений представляет собой значительную политическую попытку кодифицировать ключевые принципы космического права и применить их к программе. Соглашения являются двусторонними, а не обязательными документами международного права. Но, установив практику в этом районе, они могли бы оказать значительное влияние на любую последующую структуру управления человеческими поселениями на Марсе и за его пределами.
Все семь партнеров, которые согласились на соглашения с США, являются естественными участниками программы Artemis и будут легко придерживаться заявленных принципов. Япония очень хочет заняться исследованием Луны. Люксембург принял специальное законодательство, разрешающее космическую добычу полезных ископаемых, а также подписал дополнительное соглашение о сотрудничестве с США.
ОАЭ и Австралия активно пытаются наладить сотрудничество с космической отраслью в целом, так что это дает им прекрасную возможность для наращивания потенциала. Италия, Великобритания и Канада имеют амбиции по развитию своей космической промышленности и будут рассматривать это как шанс для роста своей экономики.
Повсюду есть ссылки на существующие рамки Договора по космосу, поэтому они тесно связаны с существующими нормами космического права. Как таковые, договоренности кажутся намеренно рассчитанными на то, чтобы убедить страны в том, что это не инструкция о том, как вести себя со стороны гегемонистской державы.
Фото: https://mail.kz/
Есть четкое заявление о том, что разработка космических ресурсов находится в соответствии с международным правом. Это вытекает из спорного прохождения закона «Космических ресурсов» 2015, который ставит право на использование и торговлю космическими ресурсами в американское внутреннее законодательство. Но раздел 10 (4) соглашений также обязывает к продолжающимся обсуждениям в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях относительно того, как должна развиваться правовая база. Остальные соглашения сосредоточены на безопасности космических операций, прозрачности и оперативной совместимости (что относится к способности космических систем работать во взаимодействии друг с другом).
Если содержание обнадеживает, продвижение США к соглашениям за пределами «обычных» каналов международного космического права, таких как Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, вызовет ужас у некоторых государств. Требуя от потенциальных коллаборационистов вместо этого подписывать двусторонние соглашения о поведении, некоторые страны увидят, что США пытаются навязать свои собственные квазиправовые правила. Это может означать, что США будут использовать партнерские соглашения и выгодные финансовые контракты для укрепления своего собственного доминирующего положения лидера.
Россия уже заявила, что программа Artemis слишком «ориентирована на США», чтобы подписывать ее в нынешнем виде. Отсутствие Китая объясняется запретом Конгресса США на сотрудничество с этой страной. Опасения по поводу того, что это захват власти США и их союзниками, подпитываются отсутствием каких-либо африканских или южноамериканских стран среди государств-партнеров-учредителей.
Что интересно, Германия, Франция и Индия также отсутствуют. Это страны с хорошо развитыми космическими программами, которые, несомненно, выиграли бы от участия в проекте Artemis. Их противодействие может быть связано с предпочтением Соглашения о Луне и желанием увидеть правильно согласованный договор, регулирующий исследование Луны.
Европейское космическое агентство (ESA) как организация также не подписало соглашения, но ряд стран-членов ESA подписали. Это неудивительно. Амбициозный крайний срок реализации проекта в США будет противоречить продолжительным консультациям 17 государств-членов, которые потребуются для подписания ЕКА в целом.
Фото: https://newizv.ru/
В конечном счете, Соглашения Артемиды являются революционными в области исследования космоса. Использование двусторонних соглашений, которые диктуют нормы поведения в качестве условия участия в программе, является значительным изменением в управлении космическим пространством. Если им противостоят Россия и Китай, соглашения наверняка встретят дипломатическое сопротивление, и само их существование может спровоцировать антагонизм на традиционных форумах ООН.
Также остаются вопросы о влиянии предстоящих выборов в США и пандемии COVID-19 на программу. Мы уже знаем, что президент Трамп очень хочет увидеть астронавтов на Луне к 2024 году. Подход его соперника-демократа Джо Байдена гораздо менее ясен. Он вполне может быть менее привязан к крайнему сроку 2024 года, и вместо этого будет стремиться к более широкому дипломатическому консенсусу в отношении поведения посредством взаимодействия с ООН.
Хотя может быть желательно более широкое международное признание, США полагают, что соблазн возможностей, предоставляемых программой Artemis, скоро привлечет других партнеров. Космически активные государства теперь стоят перед серьезным выбором: упустить возможность первыми использовать ресурсы Луны или принять цену ведения бизнеса и подписаться на Соглашения Артемиды.