Главная / В мире

Выявлены массовые нарушения прав русской молодежи на программе «МАСА-Ариэль» в Израиле

Намедни корреспонденты информационного агентства «Экспресс-Новости» опубликовали материал, созданный на основе письма Марии Мурашевой. В нем она рассказала, с каким отношением ей пришлось столкнуться на программе «МАСА-Ариэль» в Израиле и сколько пришлось заплатить, чтобы уехать домой. После этого с нашей редакцией связалась другая участница проекта.

В письме она выразила свое недоумение. По ее мнению, статья основана лишь на эмоциональной составляющей одного человека. В чем-то она права. Статья действительно основана на мнении бывшей участницы проекта «МАСА-Ариэль». Только вот помимо нее корреспонденты ИА «Экспресс-Новости» пообщались и с другими участниками, которые полностью поддерживают Марию Мурашеву и тоже рассказывают о том, что творится на нем, а также ознакомились с представленными ею документами. Но обо всем расскажем по порядку.

Что такое МАСА?

Для начала объясним вам, что такое проект МАСА. Это долгосрочная студенческая программа, организованная правительством Израиля и Еврейским Агентством «Сохнут». Программа предназначена для еврейской молодежи стран СНГ и Балтии, имеющей право на репатриацию.

люди

Проект включает в себя:

  • Изучение иврита (более 500 часов), истории Израиля и сионизма.
  • Укрепление еврейского самосознания.
  • Экскурсии по Израилю.
  • Знакомство с израильской культурой.
  • Встречи и совместные творческие проекты с израильской молодежью.
  • Развитие лидерства.
  • Участие в волонтерской работе.

Программа обеспечивает проживание, стипендию, медицинское страхование, образовательные материалы и программы, экскурсии по стране, семинары, встречи и лекции. На ее официальном сайте представлено несколько десятков обучающих направлений разных компаний, предлагающих курсы. Молодые люди могут освоить профессию повара, парикмахера, фотографа, дайвера, фитнес-тренера, веб-дизайнера - можно перечислять очень долго. Менеджмент, научные исследования и фельдшер скорой медицинской помощи - направления компании Israel Experience, о которых мы и будем вести речь.

Что такое грант МАСА?

Компания «МАСА» выдает грант на сумму 8400$ в соответствии с возрастом участника и страной проживания. Обычно граждане стран СНГ и Балтии получают 100% грант. Основной критерий для его получения - подходить под определение Закона о возвращении, то есть иметь еврейские корни.

Об Israel Experience

Это дочерняя компания еврейского агентства «Сохнут». Она предлагает программы в Израиле в рамках молодежных проектов «Таглит» и «МАСА». Именно она организовывает обучение еврейской молодежи в городе Ариэль и, исходя из комментариев бывших и нынешних участников этой программы, закрывает глаза на проблемы, с которыми они сталкиваются.

Обучающие направления программы «МАСА-Ариэль»

А теперь расскажем о каждом обучающем направлении программы «МАСА-Ариэль». Для этого зайдем в официальную группу в социальной сети. Начнем с менеджмента. Итак, организаторы обещали следующее:

А на деле получается совсем по-другому. Обучение, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Стажировки впоследствии получило лишь несколько ребят.

«Лекции проводились в течение пяти месяцев и были очень скучными (мы засыпали на парах), не несли никакой образовательной нагрузки. Время от времени мы отправлялись в экскурсии, многие из которых были ужасны. Нас не кормили, хотя на других программах делают это, поэтому 750 шекелей хватало только на еду. Так как денег у нас не было, нам приходилось почти все время проводить в общежитии. Это была пытка. В последние три месяца программы мы должны были стажироваться в самых крутых компаниях Израиля, как нам обещали, но в итоге стажировки получили единицы. Эти ребята катаются в другие города, которые находятся далеко от Ариэля, за свой счет, хотя нам обещали бесплатный проезд. А мы же продолжаем тухнуть в общежитии».

Небольшая ремарка: комментаторы попросили не упоминать их имена в тексте, так как боятся, что последствия для них будут плачевными, поскольку они ещё находятся на проекте.

Следующее направление - фельдшер скорой медицинской помощи:

По факту богатой производственной практики на манекенах-симуляторах с функциями живых пациентов практически не было. Как выяснили впоследствии участники программы, на видео, которое продемонстрировали организаторы проекта в социальных сетях, показано профессиональное обучение армейских парамедиков:

Стоит ли говорить, что ребят таким образом не обучали? Получается, участников ввели в заблуждение. У нас есть письма от тех, кто обучался по этому направлению. Вот одно из них:

«Преподаватель у нас был хороший, но с ним получалось проходить в основном теорию, а к залу стимуляции нас почти не допускали, поэтому мы почти не практиковались. Обучающие материалы (презентации) нам не переводили с иврита на русский. Это приходилось делать преподавателю на занятиях. А дома самостоятельно мы не могли заниматься, так как не знали иврита. Не переводили нам и тесты, а их мы проходили частенько. Все 40 вопросов и варианты ответов к нему преподавателю приходилось переводить на экзамене. На это уходило 5, а то и 6 часов (с иврита так быстро можно переводить только на ломаный русский). Пока он читал варианты ответа, мы забывали вопрос. И так по кругу.

Но не это самое страшное. Изначально нам говорили, что мы будем фельдшерами, и нас обманули! На первом же собрании в Израиле нам сказали, что не смогли перевести название специальности на русский язык, поэтому и перевели «ховшим» на «фельдшеры». И чем же занимается ховеш? Оказывает несложную первую помощь и доставляет пациентов в больницу. Грубо говоря, это российский санитар-водитель со знанием первой медицинской помощи. Тягать пациентов я не смогу, так как являюсь миниатюрной девушкой с больной спиной.

Знала бы о том, на кого именно нас будут обучать, не поехала бы на эту программу. Да и молчу, что в итоге произошло со стажировкой. В скорой помощи нас не хотели видеть, говорили, что группы переполнены и нам нужно уйти. А некоторые и вовсе просто так сидели на сменах».

Вот еще один комментарий от студента, обучающегося по этому направлению:

«По приезду нас распределили по комнатам. Обычные комнаты без какого-либо изыска со следами прибывания прошлых гостей с надписями на стенах светящейся краской. Первые несколько ночей были пугающими из-за неудобных шкафов, в которые даже не повесить куртку. Не было места, куда повесить влажное полотенце или сырые вещи после стирки, так как на все четырехэтажное общежитие 2 стиральные машины и 2 сушильные машины, не говоря о том, что приходили люди стираться из других зданий. В душевой комнате чёрная страшная плесень, которую никто не хотел убирать...

Что касательно обучения. Преподаватель ульпана (курс по ивриту) не обращал свое внимание на тех студентов, которым не давался иврит так легко, как другим. В итоге обучение свелось к тому, что было сконцентрировано внимание на тех студентах, которые уже имели какой-то уровень знания этого языка, и преподавателю было проще работать с ними, что в конце сказалось на нежелании обучения этому языку с таким преподавателем.

Мне очень понравился преподаватель по медицине. Он очень подробно рассказывал материал, иногда отвлекаясь на темы, интересные нам как будущим гражданам, тем самым разгружая информационную нагрузку от многочасового урока.

По условиям программы нам были предоставлены экскурсии. Были экскурсии очень хорошие и ужасные. Самая непонятная была на свалку отходов города Тель-Авив. Запах там был просто непередаваемый».

Кстати, о плесени в ванных комнатах квартир, в которых живут участники программы:

Отношение к участникам

В нашем распоряжении оказались скриншоты переписок руководителей программы и их помощников с участниками в общем чате «МАСА-Ариэль». Представляем вашему вниманию одну из них. На ней мадрих (в иудаизме и сионизме - руководитель, вождь и глава группы, претворяющей в жизнь еврейский проект) перечисляет фамилии ребят и требует, чтобы они пришли в определенное место в определенное время. Одна из участниц спрашивает, какие вопросы будут рассматриваться, и сообщает, что ей это не интересно и она не придет. В ответ она получает вот такую реакцию.

Вот в таком тоне общаются с участниками проекта. «У тебя нет выбора»... Конечно нет, ведь студенты находятся в ловушке и оказываются запертыми в Ариэле, потому что подписали кабальный договор. Хочешь выйти из нее - плати деньги.

А что насчет договора?

Процесс подготовки к поездке - трудный и продолжительный. В первую очередь каждый будущий участник отправляет заявку на грант, который выделяется на обучение по выбранному направлению один раз. После этого нельзя отказаться от участия в программе. Точнее, можно, но тогда ты не сможешь больше обучаться даже по другому направлению и потеряешь возможность пожить в Израиле.

Только после отправки заявки на грант ребят зарегистрировали на сайте Ариэльского университета, где были прописаны условия программы. А теперь внимание: даже если эти самые условия не устраивают будущего студента, отказаться от участия в программе он не может, так как уже отправил заявку. Отменить ее не представляется возможным, равно как и выбрать другое направление или программу.

И только по прибытии в Израиль русские ребята подписали договор в единственном экземпляре и в одностороннем порядке, который остался у организаторов! На руки студенты его не получили. То есть у них не было выбора: либо подпишись на кабальные условия, либо отправься домой и навсегда попрощайся с мечтой побывать на программе «МАСА» и потраченными немалыми деньгами. А теперь самое интересное: в договоре нет ни печати организации, ни подписей руководителей. Зато там есть подпись участника. То есть в суд с этим документом нет смысла обращаться (если только не с требованием признать его недействительным), зато он отлично работает против студента в рамках программы.

Мы показали этот договор руководителю юридического отдела ИА «Экспресс-Новости» Александру Сергеевичу Мугину. Он ознакомился с ним и пришел к следующим выводам:

«Я не самый большой специалист по законодательству Израиля, но то, что я увидел, почитав документы, вызывает много вопросов к организаторам подобных проектов. Взять хотя бы соглашение, которое подписывают участники: из него вовсе не представляется возможным установить, какие услуги будут оказываться. Да, косвенно по тексту соглашения идет упоминание о том, что предполагаемые экскурсии являются частью некой образовательной программы, но программу эту, как я понял, никто из участников никогда в глаза не видел.

Юристы оперируют фактами, а не предположениями, и вот какие факты я увидел из предоставленных документов: фактически участник подтверждает, что ранее он подавал заявление на участие в проекте МАСА и обязуется выполнять все условия и требования организаторов. Согласитесь, странно: есть некий проект МАСА, есть некие условия и требования организаторов, но из документа вообще невозможно понять, в чем суть взаимоотношений участников проекта и их организаторов.

Нет, организаторы, конечно, молодцы: предусмотрели в соглашении право участников на защиту от посягательства на жизнь и достоинство, свободу личности, имущество и другие не отчуждаемые права человека. Было бы странно, если бы в соглашении организаторы, например, ограничили бы право участников на жизнь.

Немного иронизируя, не могу не отметить великодушие организаторов, которые по тексту соглашения наделили участников такими правами, как право на собственное мнение, позицию, убеждение, протест против несправедливого обращения со стороны организаторов, а также моральную и эмоциональную поддержку, которым уделили целый лист соглашения.

Крайне странным выглядит положение соглашения, согласно которому участникам «запрещается покидать программу самостоятельно, не предупредив организаторов и не получив на это разрешение». Как указано в соглашении, «приобретать обратные билеты необходимо только после согласования даты отлета с мадрихом». Подобное императивное положение договора больше похоже на требования тоталитарных сект и ни в одном правовом государстве не может быть признано законным.

Что касается ответственности за досрочное прекращение пользования услугами организаторов, то непонятно, каким образом рассчитана сумма неустойки. Очевидно, что она не может быть взята из головы, должна носить компенсационный характер, а не становиться источником неосновательного обогащения организаторов.

Мне тяжело однозначно утверждать, как там в Израиле суды оценивают подобные документы, но в России такая расписка не могла бы расцениваться как документ, повлекший возникновение обязательств, если бы исполнитель не доказал, что он понес реальные убытки.

Договор считается заключенным, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, когда они понимают, какой результат получат от услуг, а из этого договора это никаким образом установить нельзя».

Личное участие, залог и штрафы

Каждый студент заплатил 750 долларов (некое личное участие, и неизвестно, что это такое и на что идет) и оставил 200 долларов в качестве залога за общежитие. Объяснили, что, если обучающийся нанесет вред имуществу жилища, эти деньги будут удержаны с него. Только вот организаторы с чего-то решили, что можно забирать эти средства себе, если участник покидает программу раньше времени или не посещает мероприятия.

Вот пункт о штрафах:

И, надо отметить, организаторы соблюдали его:

Зачем, собственно, требовать обязательного посещения экскурсий и различных мероприятий? Затем, чтобы потом штрафовать и наживаться на ребятах? В договоре изначально не указано, какое именно количество мероприятий и всего прочего им придется посетить за восемь месяцев нахождения на программе (об этом сказал выше руководитель нашего юридического отдела). В нем просто сказано, что участник обязан посещать все учебные занятия и внеклассные мероприятия, в том числе и волонтерские. Зайдем в поисковую систему и посмотрим, что же такое волонтерство:

Интересно звучит: обязательная добровольческая деятельность... А что насчет выматывающих мероприятий, то их оказалось немало. Зачастую экскурсии предполагали продолжительную ходьбу под палящим солнцем. Стоит ли говорить, что не все оказывались подготовленными к таким нагрузкам? Многим во время экскурсий становилось плохо. Одна девушка чуть не упала в обморок, а ведь в этот момент под ее ногами был обрыв...

Что такое кабалла и почему она так важна

За каждую услугу или товар в Израиле обязаны выдавать кабаллу (ивр. קַבָּלָה , «получение, принятие, предание»). Простыми словами, это чек, в котором должны быть указаны:

  1. Наименование организации.
  2. Номер, выданный налоговой.
  3. Сумма в шекелях (израильской валюте).
  4. Наименование товара/услуги.
  5. Подпись.
  6. Дата.

Никаких кабаллот студенты программы «МАСА-Ариэль» не получали. Документа о том, что взят залог за общежитие в размере 200 долларов, организаторы тоже не предоставили. Когда они забирали эти деньги у выбывших участников, не давали чеки.

- Залог - это мера обеспечения обязательств, а какие обязательства обеспечивает вносимый участниками залог, из соглашения непонятно. Понятно только, что организатор не преминет оставить его себе в случае нарушения участником одного из многочисленного перечня запретов, предусмотренных соглашением, - объясняет Александр Сергеевич.

Вообще, студенты этого проекта даже не знали, на что именно уходили их гранты: никакой отчетности им не предоставляли. Напомним, что это немаленькая даже для Израиля сумма, а именно 9150$ (почти 600 тысяч рублей!).

Одна странная история

Хотим рассказать еще одну историю бывшей участницы «МАСА-Ариэль» по имени Елена. Сперва ее не отпустили в отпуск в мае (это вообще как?), а потом исключили из программы, которая, между прочим, заканчивается 30 июня этого года, уведомив ее по... Whatsapp. Помощница директора написала ей следующее сообщение:

Примечательно, что Елена за несколько дней до этого высказала свое мнение директору о низком качестве программы, что, отметим, предусмотрено договором. Совпадение? Не думаем. В ответ на сообщение помощницы директора программы Елена ответила следующее:

Ответа на свой вопрос она так и не получила. Также она не получила никакого официального оповещения на электронную почту об исключении из программы. Стипендию в 750 шекелей (14 000 рублей) ей не дали. Вот выписка из ее счета (как видно, за июнь деньги ей не перечислили, и последний перевод был 30 апреля, а 1 мая деньги были сняты):

200 долларов ей не вернули. Она осталась на улице без средств к существованию, и даже билет на самолет ей не на что было купить, потому что не могла предвидеть, что с ней так поступят.

Только вот непонятно: ее все же исключили с программы или нет? Если да, почему тогда не уведомили должным образом, не выписали кабаллу на 200 долларов, которые забрали у нее, не отдали договор на руки и официальный документ о том, что она больше не является участницей проекта? А если она до сих пор числится на программе, значит, у нее просто-напросто своровали стипендию. В любом из вариантов организаторы действовали неправильно.

- Крайне странным является уведомление об исключении из программы посредством СМС-сообщения. Кто, кому направляет? У нас так точно не работает, - объясняет Александр Сергеевич.

Что имеем?

Можно долго перечислять, что обещали организаторы программы участникам. А в итоге дали им маленькие комнаты в общежитии с неудовлетворительными условиями (по два человека в комнате, четыре - в квартире с плесенью и постоянно забивающимися трубами), обучение спустя рукава, практически полное отсутствие практики либо ее очень низкое качество, обязательное посещение порой неинтересных и выматывающих экскурсий и волонтерских работ (то в армии Израиля на складах ребята разгребали завалы, то в сильную жару красили прицепы, находящиеся в резерве) и бурную реакцию на критику и высказывание объективного мнения в адрес организации «МАСА-Ариэль». И на это было выделено 8400$ плюс 750$ в виде личного взноса?

- Что касается претензий организаторов к участникам программы, опубликовавшим свое мнение по поводу прохождения программы, то тут история такая: если организаторы считают, что распространенные сведения являются недостоверными и порочат их деловую репутацию, то они могут обратиться в суд, где должны доказать тот факт, что эти сведения не соответствуют действительности, а именно представить документы, из которых следует, что участники, например, были ознакомлены с подробным содержанием образовательной программы, дали свое согласие проживать в плесневом гетто, ходить строем и разгребать склады в израильской армии, - подытожил Александр Сергеевич.

Организаторы программы пользуются слабым положением тех, кто приезжает в Израиль для того, чтобы пройти качественное обучение. Участники не осведомлены о законах этой страны и не получают юридической помощи, поэтому просто смирились с тем, что им приходится платить штрафы и терпеть неподобающее отношение к себе.

ребята