Шокировав в 1994 году миллионы любителей кино, этот фильм Квентина Тарантино прочно занял свое место в топе фильмов Голливуда всех времен. «Экспресс-Новости» выяснили природу этого успеха.
«Криминальное чтиво» скоро будет праздновать солидный юбилей: четверть века. Для человека 25 лет — молодость, для киноленты — зрелость. Но статус культового фильм получил сразу после рождения.
Не все приняли его однозначно. Одни кричат – это фильм года, десятилетия и даже эпохи. Другие пожимают плечами – за что такие лавру «кину про уголовников»? Но те и другие сходятся в одном – фильм сильный. Тем более, его композиция нетривиальная – если не сказать странная. Никакой визуально последовательности событий, никакой хронологии. Просто несколько историй, завязанных на одном герое. Его, правда, убили где-то в самой середке – однако он всё равно появляется в других сюжетах. Голову сломаешь от таких «перегибов» - но тем и интересней. Хотя даже в такой «каше» есть одно, что идёт от начала и до конца. Ругательства героев. 271 «фак» слетает с языка персонажей за всё время действия фильма.
Если авторы хотели рекорда – в этом смысле он установлен. Правда, Тарантино побил сам себя – прежняя «планка» ругательств – 269 штук была в другой его картине – «Бешенные псы». Что касается «Криминального чтива», то, как мы уже сказали, одной строкой передать его сюжет невозможно. В ленте рассказывается несколько историй, в которых показаны ограбления, философские дискуссии двух гангстеров, спасение девушки от передозировки наркотиков и боксёр, которого «кинули». Эти, казалось бы, отдельные куски сюжета «Криминального чтива» были разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке. А в результате на свет появился один из самых кассовых фильмов девяностых.
У успеха фильма есть множество объяснений, и одно из них: этот фильм по-настоящему крут. Только такой мастер оригинального жанра, как Квентин Тарантино мог снять нечто подобное. Кстати, автор фильма как раз «Оскара» и получил за лучший оригинальный сценарий. Хотя при этом и уступил «Форрест Гампу» в споре за лучшую ленту.
Не будем спорить о пристрастиях жюри – хороши оба фильма. Но сегодня мы говорим о «Криминальном чтиве» - тем более, есть масса интересных вещей не только в самом фильме, но и во всём, что происходило вокруг него.
Чего тут только не было: и перетасовка сцен по ходу «пьесы», и целые переписанные куски сценария, и импровизация, и замена актёров, и тревога за бюджет, 5 млн. долларов которого из восьми ушла только на гонорары исполнителям… Судите сами… В сцене «укол адреналином в сердце Миа Уоллес» Джон Траволта вытаскивает иглу из груди Умы Турман. При монтаже фильма сцена была проиграна в обратном направлении – и только тогда был достигнут необходимый эффект реальности.
Машина, на которой ездит Винсент — это красный кабриолет Chevrolet Malibu 1964 г., которая принадлежала Квентину Тарантино. И как назло дорогущий раритет угнали прямо со съёмок. Полиция машину нашла в… 2013 году – спустя 19 лет после угона.
Квентин Тарантино предлагал Курту Кобейну, основателю и солисту группы Nirvana, и его супруге Кортни Лав роль в фильме - но оба отказались. В итоге режиссёр был вынужден искать замену – вместо отказавшихся сыграли Розанну Аркетт и Эрика Штольца.
Долгое время Квентин Тарантино никак не мог решить, кого он сам сыграет в фильме — Джимми или Лэнса. В конце концов, выбрал Джимми, так как посчитал, что сцена с оживлением Миа отнимет слишком много времени – а он ведь, как никак, ещё и режиссёр.
Едва не упустил Тарантино и другую знаменитость - Уму Турман. Он уже отдал актрисе роль, однако поначалу звезда пошла в отказ, считая, что этот фильм – пустая затея. Но Тарантино был настолько назойлив в своих уговорах, что Турман согласилась сняться – лишь бы отвязался.
Водитель такси, Эсмеральда Вилла Лобос (Анджела Джоунз) до «Криминального чтива» сыграла в короткометражке под названием «Простокваша» (1991 год). Там её героиня так старательно подчищает место преступления после убийств, что режиссёр специально под неё добавил роль таксиста, которой в начальном сценарии не было.
Роль Бутча по замыслу Тарантино должен был сыграть уже добившийся голливудской славы актёр. Предполагалось, что роль этого боксера достанется Сильвестру Сталлоне. Но в итоге в качестве компенсации её получил Брюс Уиллис, которому отказали в роли Винсента.
Сэмюэль Л. Джексон, которого сначала утвердили на роль Джуса, а потом забраковали, примчался в Лос-Анджелес с другого конца Америки, чтобы убедить Тарантино, что подходит именно он.
Весь фильм затылок мистера Уоллеса украшает пластырь. Многие считали это задумкой режиссёра – но все оказалось банальней. Актер Винг Реймс брил голову и порезался, заклеил рану пластырем и так пришёл на съёмки. А Тарантино эта деталь понравилась и он поставил повязку в сценарий.
Если хорошо поискать - почти в любом фильме можно найти различные нестыковки, которые потом замечают критики и зрители. Не избежал ошибок и Тарантино. Например, некоторые дырки от пуль в стене в квартире Бретта, причиной которых была стрельба четвёртого парня в Винсента и Джулса, были там ещё до того как он выскочил из ванной комнаты. Внимательный зритель это заметит.
А ещё если приглядеться получше, будет видно, что в первой сцене, когда Джулс пристрелил Бретта, он разрядил на него всю обойму, но в следующей сцене он спокойно стреляет из оружия с пустой обоймой в бандита с огромным пистолетом. А вот такая мелкая деталь. В начале фильма Винсент сказал Джулсу, что не смотрит телевизор, но далее по ходу фильма герои обсуждают некоторые вещи имеющие отношение к телевидению, и Винсент достаточно профессионально поддерживает тему.
Ещё одна мелочь. Пока Кристофер Уолкен передаёт маленькому Бучу золотые часы, время на них меняется несколько раз. А когда Миа через камеру наблюдает Винсента идущего к бару, на заднем плане видно, что входная дверь открыта. Потом показывают её руку, а когда камера опять показывает Винсента идущего к бару – то дверь уже закрыта.
Такой вот ляп - в то время, как Винсент с Джулсом в начале картины едут в машине, обсуждая поездку Винсента в Амстердам, в одной из витрин на улице можно заметить, что машина на самом деле не сама едет, а стоит на платформе. В другой сцене перед тем, как сделать Мии укол адреналина, Винсент рисует маркером на её груди красный круг, а после укола, когда она оживает, красного кружка уже нет. Но, несмотря на эти проколы, фильм всё равно получился сильным – и даже четверть века, прошедших с его выхода, не делают его менее популярным и сегодня.