Британское правительство и эксперты Банка Англии провели исследование, которое показало высокие шансы к драматическим последствиям жесткого брексита. Это угрожает Соединенному Королевству неминуемым крахом.
Марк Карни, глава Банка Англии, не популярен среди сторонников Brexit. Снова и снова 53-летний банкир, канадец по национальности, предупреждает о потенциально серьезных экономических последствиях Brexit. И поскольку он редко делает громкие заявления, это еще одна причина, по которой британское исследование Brexit , опубликованное в среду, с нетерпением ждали. И ожидание стоило того, потому что в исследовании есть все.
По информации, поступившей в распоряжение редакции ИА «Экспресс-Новости», если произойдет неуправляемый Брексит, оставив ЕС без соглашения и переходного периода, результатом может стать финансовый крах, который намного хуже финансового кризиса 2008 года:
Соединенное Королевство и сделка по членству в ЕС, Референдум по Гибралтару – все эти вопросы обсуждаются между британским правительством и Европейским союзом. Всё это может привести к умеренному увеличению темпов экономического роста, но только в том случае, если Соединенное Королевство будет поддерживать тесные торговые отношения с ЕС. Тогда рост в 1,75% будет возможен в ближайшие годы, - говорится в исследовании.
Напротив, соглашение, в котором нет жесткой границы между Великобританией и Северной Ирландией, но существует таможенный контроль между Великобританией и ЕС, то это может привести к сокращению экономики на 0,75%. Кризис может углубиться, потому что пока лишь небольшая часть британских компаний подготовилась к жесткому Brexit. «В некоторых случаях этим компаниям очень сложно готовиться к пограничному трению», - сказал Карни при представлении отчета. То есть, в любом случае, Британия в каждом изученном сценарии будет терпеть убытки, чем, если бы она осталась в ЕС, говорится в исследовании.
Между тем ИА «Экспресс-Новости» отмечает, что одну хорошую новость Карни, все же, смог рассказать: сам Банк Англии и семь крупнейших банков в стране должны выдержать даже самый тяжелый крах. И когда его попросили подробнее объяснить свое заявление, Карни ответил: «Наша задача - не надеяться на лучшее, а готовиться к худшему». Выводы в исследовании - все сценарии «наихудшего случая».
Отчет Банка Англии не был единственным исследованием, которое предупреждает о возможных серьезных последствиях. Правительство Британии в среду получило еще одно исследование независимых экспертов, из которого также делается вывод, что Соединенное Королевство при любом сценарии будет в убытке. Исходя из этого, правительство признало, что Brexit определенно окажет негативное влияние на экономику страны. Так, согласно исследованию, валовой внутренний продукт уменьшится на 7,7%, если Великобритания покинет ЕС без соглашения. Если граждане ЕС больше не приедут в Великобританию на работу (искреннее пожелание многих сторонников Брексита), валовой внутренний продукт уменьшится на 9,3% - это будет наихудший сценарий.
Если бы Британия следовала норвежской модели, и присоединилась к Европейской экономической зоне, то это негативно отразилось бы на валовом внутреннем продукте минус 1,4%. В соответствии с Соглашением о свободной торговле между ЕС и Канадой, экономика Великобритании будет, по меньшей мере, на 4,9% хуже. Правда, исследование несколько сбивает с толку, поскольку в нем явно не говорится о соглашении Брексит, которое продвигает премьер-министр Тереза Мэй. Возможно, оно основано на предложении Mэй для летней сделки Brexit. Это может объяснить и то, что нынешняя сделка приведет к уменьшению на 3,9% валового внутреннего продукта, по сравнению с продолжающимся членством в ЕС.
Британский канцлер Филип Хэммонд признал, что Brexit, вероятно, приведет к потерям. «Это правда, что если мы посмотрим только на экономические выгоды, это приведет к немного лучшему результату, если мы останемся в ЕС», - сказал он в интервью BBC. Но сделка, по которой Мэй договорилась с ЕС, «удивительно близка» к пребыванию в ЕС.
Сроки, на которые правительство представило свое исследование, не должны быть полностью произвольными. Поэтому Тереза Мэй совершает поездку по стране и продвигает почти 600-страничное соглашение о выходе и политическую декларацию на 26 страниц, которую она привезла из Брюсселя. Тем самым, она явно хочет оказать давление на депутатов, потому что пока это не выглядит так, как если бы у Мэй был реальный шанс получить сделку через парламент.
Уже 11 декабря депутаты должны голосовать по этому вопросу. Мало того, что вся оппозиция выступила против сделки, так еще и Демократическая партия юнионистов (DUP), северо-ирландская региональная партия, на которую рассчитывает десять депутатов МПС, планирует голосовать против соглашения. С другой стороны, Мэй угрожают ее однопартийцы: более 90 консервативных депутатов заявили о своем намерении голосовать против сделки.
Сторонники жесткого Brexit изначально говорили о том, что результаты двух исследований будут представлены в том свете, что Британия понесет убытки при любых раскладах. Например, бывший министр Брексит Дэвид Дэвис описал исследование как «Проект Angst 2.0». В своем выступлении перед группой «Брексит» «Экономисты за свободную торговлю» Дэвис сказал: «В отчаянной попытке обратить вспять итоги референдума 2016 года мы, несомненно, услышим самые весомые и маловероятные прогнозы».
Исследование Банка Англии также вызвало раздражение. Консервативный депутат Чарли Эльфик предположил, что это может быть скорее «политическое, а не экономическое» предсказание. Министр развития Прити Патель сказал, что Банк Англии подрывает «его авторитет и независимость», предоставляя так много возможностей для «таких экстремальных экономических прогнозов и сценариев».
Лидер приверженцев «Брексита» в консервативной фракции в нижней палате Джейкоб Рис-Могг, по-видимому, забыл, что ему нравится быть традиционным британским джентльменом. В радиоинтервью он жаловался, что Карни был «второсортным неудавшимся канадским политиком», который разрушил репутацию Банка Англии с «истерическими и ложными предсказаниями».