Не только битва за восточную Гуту, но и неустанное наступление в южной провинции Даръа в 2018 году принесла для народа Сирии немало бед. А согласно Мировой продовольственной программе ООН, это самый худший год в истории гражданской войны с точки зрения заботы о людях. Причина такого положения заключается не только в продолжающихся боевых действиях и разрушенной ими инфраструктуре, но и в постоянной засухе. В результате производство пшеницы в этом году оказалось таким же плохим, как и в 1989 году. До войны правительство Дамаска ежегодно экспортировало до 1,5 млн. тонн пшеницы, в то время как в 2018-м те же объёмы должны быть импортированы.
Теперь, когда приближается зима, эта новость для многих гражданских лиц, особенно для примерно трёх миллионов сирийцев в Идлибе на северо-западе страны, почти половина из которых беженцы, не предвещает ничего хорошего. И это притом, что ещё к концу лета были основания полагать, что режим Асада, поддержанный Россией и Ираном, готовится к наступлению на последний оплот повстанцев. И даже Международные организации по оказанию помощи предупреждали о новой гуманитарной катастрофе. Но тогда свою роль сыграла договорённость между Владимиром Путиным и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Люди Идлиба вздохнули с облегчением, и с тех пор надеются на мирное решение ситуации.
Сделка, объявленная в Сочи 17 сентября, предусматривает, что большая часть Идлиба остаётся под контролем повстанцев. Вдоль существующей линии фронта должен будет создан демилитаризованный коридор шириной от 15 до 20 километров, отделяющий конфликтующие стороны. И пока, похоже, это соглашение действительно выполняется. В частности, Турция уже объявила о выводе всего тяжёлого вооружения из согласованной буферной зоны вокруг Идлиба. В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров также выразил удовлетворение: некоторые из антиасадских ополченцев уже выведены из этого района. При этом не так важно, что все бойцы были фактически выведены в самые сжатые сроки. Куда более важно было продемонстрировать фундаментальную волю выполнить эту сделку.
Однако вопрос оказался снова открытым. В частности, самый влиятельный альянс повстанцев в Идлибе, альянс джихадистов Хаджат Тахрир аль-Шам (HTS), похоже, не хочет реализовывать соглашение с Турцией. «Мы не отказались от нашего решения о джихаде и борьбе за осуществление нашей благословенной революции», - заявил в воскресенье вечером, за несколько часов до обозначенного договорённостью срока, представитель HTS.
Тем временем Асад твёрдо намерен отвоевать Идлиб. Но сирийская армия после семи лет войны практически растратила свою боеспособность. И одним из признаков этого можно назвать амнистию для дезертиров, которую президент объявил на этой неделе. Любой дезертир, который вернётся к месту своего жительства в течение следующих четырёх-шести месяцев, должен оставаться безнаказанным. В то же время, он должен понимать, что будет немедленно призван для прохождения военной службы. Таким образом, без активной помощи России Асад не сможет отвоевать Идлиб, поэтому судьба провинции остаётся в руках Путина.
Исходя из этого, корреспонденты ИА «Экспресс-Новости» акцент ставят на то обстоятельство, что Кремль становится всё более вовлечённым в ещё один конфликт, который столь же опасен в сирийской многонациональной войне - израильско-иранскую теневую войну. Тегеранское правительство использует присутствие своих военных советников, верного ливанского «Хизбаллы» и других шиитских ополченцев, чтобы атаковать архетипов Израиля из Сирии. Израильская же армия много лет бомбардирует иранские вооружения и базы в гражданской войне, а также атакует сирийские позиции в глубине внутренних районов, которые используются иранскими гвардейцами. 800 ударов с воздуха и из артиллерии против 200 целей были проведены только за полтора прошедших года.
В сентябре, во время одного из таких нападений, в небе над Средиземным морем произошла трагедия: устаревшая система ПВО Сирии пыталась сбить четыре израильских истребителя F-16, но в итоге уничтожила российский военный самолёт Ил-20. В результате крушения погибли 15 российских военных, что заставило Кремль снабдить сирийский режим современной системой противовоздушной обороны С-300, которая может перехватить атаки с расстояния 250 километров. Это имеет свои последствия:
Россия продолжает связывать Асада с собой. Диктатор не получит пакет S-300 бесплатно, ему придётся заплатить за него. Может быть, назначением экономических контрактов на реконструкцию страны. В то же время, Москва даёт понять Иерусалиму, что израильская армия больше не будет иметь воздушного суверенитета над Сирией. Израильское правительство, безусловно, этот шаг раздражает, и оно продолжает действовать по-прежнему, залетая в воздушное пространство Сирии. Проблему усугубляет и то обстоятельство, что израильская армия не знает о возможностях системы S300, которую Сирия получила в своё пользование.
В завершение ИА «Экспресс-Новости» акцентирует внимание читателя на том обстоятельстве, что конфликте в зоне Идлиб стоит рассматривать как борьбу за власть между Израилем и Ираном. Что касается Москвы, то мы вовлекаемся в этот конфликт всё глубже, поскольку не хотим наращивания общей эскалации в регионе. Это вписывается в картину, которую израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху объявил несколько дней назад: он позвонил Путину и договорился о двусторонней встрече на высшем уровне. Ведь без участия российского лидера в Сирии мало что происходит…