Ахмет Мохаммед, его жена и четверо детей – беженцы из Ирака, одни из многих обитателей лагеря Мория, что на греческом острове Лесбос. Ещё его называют адом или концлагерем, потому что прибывающие сюда люди живут буквально в катастрофических условиях. Вокруг переполненные контейнеры с мусором, воздух пропитан запахами мочи и тухлых яиц, по ночам и даже при свете дня царит насилие и попытки детского суицида. И в окружении всех этих страхов стоит многочасовая очередь, место в которой занимает и наш герой, чтобы взять немного воды и хлеба и накормить свою супругу и детей.
Возвращаясь с Ахметом к месту расположения его семьи, то и дело натыкаемся на палатки, в которых кричат дети и стонут больные старики. Женщины прямо под открытым небом обмывают свои тела под шлангом, вокруг разбросаны пустые пластиковые бутылки и другие отходы человеческой жизнедеятельности. Ахмет признаётся, что перед отъездом его друзья предупреждали о тех страстях, которые творятся в Мории на Лесбосе, утверждая, что жизнь здесь хуже, нежели война. Но он думал, что они специально так говорят, чтобы отговорить от поездки в столь манящую Европу.
В данном контексте стоит отметить, что 38-летний Ахмет Мохаммед вёл беззаботную жизнь в Багдаде, работал инженером, а его жена Фатима изучала медицину. Однако в начале текущего года отец Мохаммеда был похищен милицией, поэтому мужчина принял решение бежать со своей женой и дочерями через Турцию в Грецию. Он повёлся на посулы ЕС, который пообещал, что процедуры оформления для беженцев на греческих островах будут длиться не более нескольких дней. Греческие власти также обещали принимать решения о предоставлении убежища по ускоренной процедуре. Но все эти заявления оказались далеки от истины.
По информации, имеющейся в распоряжении корреспондентов информагентства «Экспресс-Новости», Евросоюз изначально позиционировал лагерь Мория, как удачную модель размещения мигрантов. В частности, здесь речь шла о том, чтобы задерживать беженцев в островном лагере, в соответствии с соглашением, заключённым между Европой и Турцией в апреле 2016 года, а затем отправлять их обратно в Турцию. Однако проект потерпел фиаско, и сделка ЕС-Турция трансформировала лагерь на острове Лесбос в тюрьму.
Согласно официальным данным, которые озвучило греческое правительство, на сегодняшний день на греческих островах пребывает порядка 20 тысяч мигрантов. При этом в высших эшелонах власти отлично знают, что на Лесбосе условия особенно опасны, которые сравнимы с гуманитарной катастрофой. Мэр острова Спирос Галинос (Spyros Galinos) предупреждает власти Евросоюза о назревании социального взрыва, однако сытая Европа лишь констатирует, что Мория стал символом неудачи в политике беженцев. Как итог, многие мигранты на Лесбосе находятся более двух лет, поскольку только единицы были отправлены обратно в Турцию, в то время как распределения по другим странам Евросоюза не происходит.
Возвращаясь к Мохаммеду, ИА «Экспресс-Новости» отмечает, что он со своей семьёй проживает на Лесбосе вот уже 10 месяцев. Причём с самого начала им пришлось ютиться в контейнере. А рядом с ними проживало не менее 70-80 человек, с которыми им приходилось делить туалет и переполнять разбитые санитарные помещения. Инспекторы же Всемирной организации здравоохранения только и делали, что жаловались на «неконтролируемые отходы» в лагере Мория. При этом Мохаммед рассказал нашим корреспондентам, что нередко между мигрантами вспыхивают конфликты, приводящие к поножовщине, а его малолетние дочери «спят с открытыми глазами», поскольку им очень страшно за свою жизнь.
Чтобы хоть как-то нивелировать ситуацию, Мохаммед со своей семьёй в начале лета перебрался в небольшую рощу рядом с официальным лагерем, где уже расположилось несколько тысяч мигрантов. Но при этом мужчина не сетует, говоря, что здесь условия несколько лучше. Он купил у сирийца палатку и создал спальную нишу. Однако отчаяние всё сильнее стискивает свои объятия: «Я не знаю, сколько еще мы сможем выносить такую жизнь», – резюмирует Ахмет Мохаммед
А между тем, канцлер Германии Ангела Меркель продолжает нахваливать соглашение между ЕС и Турцией, уверяя, что это успех. Она отмечает, что число беженцев, покидающих Турцию, с весны 2016 года резко сократилось. И в данном случае бедственное положение мигрантов в Лесбосе не играет особой роли в этом соглашении. Во всяком случае, страны ЕС, такие как Италия или Венгрия, предпочли бы, чтобы континент полностью освободился от ответственности за тех, кто ищет защиты. А вот официальный представитель организации «Врачи без границ» отметил, что «Европейцы предали Лесбос», и только специалисты данной организации заботятся о женщинах и детях из лагеря.
Отдельно стоит отметить и то обстоятельство, что четверть детей и подростков, с которыми сотрудники MSF говорили весной, подумывали или уже попытались убить себя, поскольку «трудно не потерять веру в человечество на Лесбосе». И это притом, что условия жизни в лагере Мория настолько ужасающи, что премьер-министр Греции Алексис Ципрас был вынужден действовать незамедлительно: с понедельника власти острова начали эвакуацию «особо уязвимых» беженцев на греческий материк. Таким образом, правительство в Афинах, вероятно, смягчит чрезвычайную ситуацию на Лесбосе уже в краткосрочной перспективе. Однако это обстоятельство создаёт новые проблемы: число беженцев в Греции в последние недели резко возросло. Если же мигрантов и дальше будут переправлять на материк, то это может побудить ещё больше людей отправиться из Турции в Грецию. Европа вновь начинает строить политику беженцев…